«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ» по просьбе Николая Сальникова, старосты прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. На этот раз речь пойдет о чревоугодии и воздержании.
Что такое порок чревоугодия по учению святых отцов
Потребность пищи и пития врождена телесной природе нашей, и умеренное удовлетворение этой потребности законно и необходимо.
«Каким образом усиливаетесь разлучиться со мной? – вопиет у св. Лествичника чревоугодие: я связано с вами естеством. Мне дверь – свойство снедей; причина моей ненасытности – привычка; основание моей страсти – предварительный навык, бесчувствие души и непамятование смерти» (В сл. 14, №35).
Таким образом, имея основание в самом естестве, и преступая пределы умеренности, чревоугодие обращается в страшный и унизительный порок, – под следующими видами, по указанию св. Иоанна Лествичника:
1. Ничем не насыщающееся обжорство. «Чревоугодие есть лицемерие чрева; потому что пресыщенное жалуется оно на скудость; – переполненное и едва нерасторгаемое вопит, что оно голодно» (В сл. 14, №2).
2. Прихотливое и многоизобретательное сластолюбие. «Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Преградил ты струю, – возникает в другом месте; пресек и эту, – иная одолеваете тебя» (№3).
3. Неудержимая и завистливая жадность в любимой пище. «Когда видишь, – объясняет преп. Иоанн Провидец, – что помысел твой услаждается представлением снеди, и понуждает тебя непременно всех предупреждать, или придвинуть к себе какую-нибудь снедь: это есть (порок) чревообъедения» (Варсонуфий В. в отв. 88). «Чревоугодие, – как характеризует его в этом отношении св. Лествичник, – есть обман для глаз: принимает в меру, а предполагает все проглотить в один раз» (Сл. 14, №4).
4. Неукротимое, более и более свирепеющее чревонеистовство. «Приласкавший льва, – говорит св. Лествичник, – нередко укрощал его; а угодивший телу (чреву) сделал его еще более свирепым» (№6).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру