О достоинстве и высоте покаянного плача пойдет речь в этой публикации. Она является продолжением серии материалов о вере в Бога. В рамках серии «ТК» публикует отрывки из книги «Мргаритъ». Староста прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери Николай Сальников привёз её из монастыря, расположенного в Греции, на горе Афон.
Достоинство и высота покаянного плача (продолжение)
«Прежде сетования и слез, – говорит преп. Симеон Новый Богослов, – пусть никто пустыми словами нас не обольщает, и сами себя не будем обманывать в успехе благочестия. Нет в нас покаяния, ни истинного раскаяния, ни страха Божия в сердцах наших, и мы не познали еще самих себя, и душа наша еще не проникнута чувствованием будущего суда и вечных мучений. Ибо если бы мы знали себя и снискали оные добродетели и проникнуты ими были, то и слезы тотчас проливали бы. А без слез ни жестокость сердца нашего смягчиться не может, ни душа наша не снищет духовного смирения, ни смиренным сделаться не возымеем сил. Но кто так себя не устроил, тот не может соединиться с Духом Святым; а не соединившись с Ним чистотой, не может поставить себя и в созерцание и познание Бога, и недостоин таинственно изучаться добродетелям смирения» (Христ. чтен. 1823 г., ч. 12, стр. 38).
2. Сердечная скорбь со слезами, по учению святых отцов, возвышает или лучше – исключительно составляет заслугу всяких подвигов благочестия. «Какие бы великие подвиги ни проходили мы, – говорит св. Лествичник, – если не имеем болезнующего сердца, – они лживы и ни к чему негодны» (Сл. 7, №64). «Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных явных, – утверждает преп. Исаак, – заменяет собою все сии телесные дела. Дела телесные без печали ума – тоже, что и тело неодушевленное. Печаль ума – драгоценное Божье даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, у которого члены его исполняется святости» (В слове 89, стр. 508). «Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби; потому что произвольная скорбь показывает опыт веры в любви» (В слове 74, стр. 451). «Слеза, проливаемая от великой скорби и сердечной тесноты, при видении истины и с разжением внутренности, – уверяет Макарий Великий, – подлинно есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого, севши у ног Господних и плача, наипаче причащалась Мария, по свидетельству Самого Спасителя; ибо Он говорить: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк.10:42). О, какие многоценные это бисеры в излиянии блаженных слез!» (В беседе 25, стр. 254). Кто плачет о грехах своих, – заключает великий Пимен, – делает вдвое: он и работает, и стоит на своей страже» (Достопам. сказан., стр. 198, №39).
3. «Источник слезный по крещении выше самого крещения, – утверждает св. Лествичник, – хотя и дерзко несколько сказать это. Ибо крещение есть очищение прежде бывших в нас зол, а слезами очищаются грехи, содеянные после крещения; и крещение приемля во младенчестве, все мы осквернили оное, а слезами и то вновь очищаем. И если бы Богом, по человеколюбию, не дарованы были людям слезы; то подлинно бы редки были и едва обретались где спасаемые» (Сл. 7, №6). «Всякий грех, его же аще сотворит человек, – богословствует преп. Феодор Енатский, – кроме тела есть: а блудяй, во свое тело согрешает (1Кор.6:18), потому что из тела источается скверна, оскверняющая его: так и всякая добродетель кроме тела есть, а ежедневно плачущий очищает и тело потому что слеза, истекающая сверху, омывает тело от нечистот его» (См. Алфавитный патерик: Феодор Енатский). «Итак, – заключает св. Лествичник, – необходимо, непременно необходимо, чтобы мы, по омовении снова осквернившиеся, руки свои очищали неугасающим сердечным огнем и елеем Божьего милосердия» (Сл. 7, №64).
4. Подвиг сердечных скорбей равняется мученичеству. «Как мученики, – говорит Макарий Великий, – перенесшие многие мучения и показавшие терпение свое до смерти, сделались таким образом достойными венцов славы, и чем большие и тягчайшие совершили труды, тем более приобрели у Бога славы и дерзновения; так и души, будучи предаваемы различным скорбям, которые или отвне приходят от людей, или в уме происходят от нелепых помыслов, или бывают от телесных болезней, ежели до конца постоянно претерпят оные, то получат те же венцы и то же дерзновение, как и мученики, потому что как мученики терпели от людей, так они терпеть от действия злых духов, и также – чем больше будут переносить оскорблений от противника, тем большую получат от Бога славу не только в будущей жизни, но и здесь удостоятся утешений Святого Духа» (Христ. чтен. 1821 г., ч. 8, стр. 17, №15).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру