«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ». Сегодня опять говорим о гордости. Тема настолько сложна,что не вместилась в один выпуск газеты. Напоминаем, что публикация отрывков происходить по просьбе Николая Семеновича Сальникова. Он является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Гордость. Продолжение
Св. Тихон Задонский взывает к гордому: приникни в гробы и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородством, тут превозносись разумом, тут величайся красотою, тут красуйся богатством, тут надмевайся честью, тут исчисляй титулы. О бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу. Помяни еще, кто ты есть?
Создание, по образу Божьему созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлевшееся, скотом несмысленным приложившееся, но милосердием Божьим восстановленное, Сына Божия страданием и смертью искупленное. Он тебя ради смирился, тебе ли гордиться? Тебя ради раба принял образ, тебе ли искать владычества? Тебя ради обнищал, тебе ли гоняться за богатством? Бесчестие принял, тебе ли чести домогаться? Не имел, где главы преклонить, тебе ли расширять великолепные здания? Умыл ноги ученикам Своим, тебе ли стыдно послужить ближним своим? Он неповинно терпел и для тебя, тебе ли виновному не терпеть? Не заслужили ли того грехи твои? Сын Божий за распинателей своих молился: «Отче, остави им»! Тебе ли на оскорбивших гневаться, злобиться, искать мщения? Кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления?
Тварь убогоя, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, являющийся и исчезающий. – Но если ты приемлешь Сына Божия за Спасителя, Искупителя, Наставника и Учителя твоего, то приемли и учение Его, последуй учению Его, если последуешь учению Его, последуй смирению, которому Он тебя и словом, и делом прежде всего учил: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29). Не стыдно ли тебе рабу гордиться, когда Господь твой смиряется? Как наречешься Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешься Его учения? Не признает и Он Тебя за Своего, когда увидит на челе твоем печать бесовской гордыни, не признает тебя за Своего раба, когда не увидит в тебе смирения и послушания, не признает тебя за Своего ученика, когда не увидит Своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя. Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы Святыми (Мк.8:39).
Не будет с Ним иметь участие в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его. Нет ничего опаснее и сокровеннее гордости, продолжает Святитель Тихон. Сокровенная гордость глубоко в сердце нашем кроется и усмотреть ее не можем без помощи Иисуса Христа Сына Божия, и лучше ее познаем на ближних наших, нежели на себе.
Прочие пороки, как то: пьянство, блуд, воровство и проч. видим, ибо часто ради их жалеем и стыдимся, но гордости не видим, кто бы себя признал от сердца гордым, еще не случалось того видеть. Многие называют себя грешными, но от других называться не терпят, и так от сего показывают, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем, на устах смирение показывают, а на сердце его не имеют; истинно смиренный огорчиться и гневаться от укорения не может, ибо всякого уничижения достойным себя мнит. Нет ничего труднее, как избавиться гордости, потребна особенная помощь Божия и великие подвиги к победе над нею, ибо внутри себя носим зло сие. В благополучии ли находимся? Она с величанием и пышностью, презрением и уничижением ближних приседит нам. В злополучие ли впадаем? Чрез негодование, роптание и хуление показывает себя змея эта. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям обучиться хотим? Кичением фарисейским восстает она на нас. Нигде и никак от неё избавиться не можем; всегда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами.
Как гордым Бог противится, показывают страшные суды Божьи, которые нам св. Писание представляет, чтобы мы, взирая на них, всеми силами береглись сего мерзкого, душепагубного порока, внимая словам Спасителя: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк.18:14). Гордость велеречива, высокоречива и многоречива; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; высоко себя и дела свои превозносит, других презирает и уничтожает, ищет себя показать, бесстыдно себя хвалит, какое добро имеет – себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет – недостатки и пороки свои скрывает, в презрении и уничижении быть не терпит, увещаний, обличений, советов не принимает, в дела чужие самовольно вмешивается, в несчастии ропщет, негодует и часто хулит. Гордость гневлива, завистлива; не хочет, чтобы кто равен и выше ее был, но, чтобы она всех превышала.
Гордость ненавистлива и есть начало и корень всякого греха. Она высоко возносится, но весьма низко падает. В горделивом невидимо водворяется дьявол, где высокомерие, там жилище бесов. Гордость – это тысячеглавый змей.
Моисей, сподобившийся быть собеседником Божьим: быв кроток зело, паче всех человек, сущих на земли (Чис.12:3).
Где кротость и смирение, там благодать Св. Духа и вселение Св. Ангелов. Ты считаешь себя мудрым или подвижником, но ты еще не сравнился с тремя отроками и пророком Даниилом, из которых один говорил: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан.9:7).
Кто чем-либо превозносится, тот противник Божий, ибо Господь дал нам образ глубочайшего смирения, препоясавшись лентием, умыв ноги ученикам Своим.
Гордость омрачает разум, низводит в бездну зол; она из всех страстей лютейшая и восполняет собою все оные, почему нередко можно видеть в иных одержимых сею страстью, строгость жизни и подвижничество, ибо дьявол, уловивши человека сею страстью, не препятствует уже ему в мнимых подвигах, и даже помогает, дабы тем надмив, потом низвергнуть в глубочайшую бездну погибели. Гордость препятствует человеку видеть свои недостатки.
Ни об одной страсти столько дьявол не радуется, как о гордости, высокомерные носят на челах своих печать его. Дьявол в самых добродетелях наших тщится посеять плевелы гордости. Молитвенников он уловляет молитвою, внушая им о себе высокое мнение, подвижника – подвигами его, благоговейного – благоговением, постника – воздержанием, милосердого – благотворением его, безмолвника – безмолвием, нестяжательного – нестяжанием и проч. Кого как и чем может, посевая в каждом помыслы самомнения, но дабы искоренить оные в самом их основании, Всеблагий Спаситель наш изрек сии Божественные слова: Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко рабы неключимы (т.е. непотребны) есмы: яко еже должны бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10).
Многие великие подвижники, предавшись нерадению, а наипаче самомнению, пали падением лютым, и бедственно кончили свою жизнь, а иные явные грешники восстали, и как солнце просияли. Примеров тех и других бесчисленное множество.
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта «Азбука.ру»
О гневе, раздражительности и памятозлобии