На сегодняшний день автомобиль стал обычным средством передвижения, позволяющим экономить время и силы жителей нашей планеты. Его используют для деловых поездок или перемещений на дальние расстояния, на машине проделывает ежедневный путь на работу и с работы и даже отправляются в магазин или парикмахерскую. Мы иногда даже не задумываемся о том, сколько раз на дню перестраиваемся из ряда в ряд, делая это автоматически. А ведь данный манёвр — самый распространённый и отнюдь не безопасный.
Статистика говорит о том, что перестроение относится к наиболее сложным и опасным маневрам (уступает по показателям исключительно обгону по встречной полосе), а по частоте ДТП намного превосходит большинство других. Такие аварии часто не приводят к тяжелым последствиям, но чтобы избежать травм и дорогостоящих ремонтов, необходимо знать, как правильно и безопасно перестраиваться в различных ситуациях. Особенно необходимы твердые знания новичку, не обладающему достаточным опытом вождения в сложной дорожной обстановке.
ПДД рассматривает перестроение как изменение полосы движения без смены его направления. Возникнуть необходимость его выполнения может в различных случаях:
уменьшение количества полос движения;
наличие препятствия, неподвижного (стоящего автомобиля, места аварии) или движущегося (например, транспортного средства, скорость которого минимальна);
необходимость изменения скорости движения в потоке, связанная с переходом на более скоростную полосу и т.д.
В любом случае правила предписывают водителю выполнять определенную последовательность действий. Регламентируют их пункты 8.1, 8.4 ПДД.
П. 8.1 говорит о том, что необходимо предпринимать перед и во время маневрирования. Согласно ему, главное, на чем должно быть сосредоточено внимание водителей:
информировать участников о намерении выполнить маневр — подать сигналы указателями поворотов или другими способами, например, рукой.
обеспечить безопасность движения;
не создавать помех другим его участникам.
П.8.4 указывает приоритет, который имеют транспортные средства, становящиеся участниками ситуации при маневрировании.
любой автомобиль, движущийся по своей полосе без изменения направления движения, владеет преимуществом перед перестраивающимся авто.
Одновременное перестроение по полосам.
Ситуация, когда два транспортных средства, движущихся бок о бок, начинают перестроение одновременно – одно вправо, другое влево – называется взаимным перестроением. Такие автомобили выполняют одинаковые маневры и находятся в одинаковых условиях. Однако, существует правило, устанавливающее очередность маневрирования и исключающее угрозу столкновения.
При одновременном выполнении маневра приоритетное право принадлежит транспортному средству, находящемуся справа.
Перестроение слева в правую полосу.
Такое маневрирование – наиболее понятный случай, не допускающий разночтений. Согласно п. 8.4 ПДД перед выполняющим такое действие пользуются преимуществом все транспортные средства – движущиеся по своей полосе и начавшие перестроение одновременно.
Соответственно, водитель обязан включить указатель правого поворота, пропустить все ТС, только после этого завершить маневр, заняв свободное пространство в правом ряду.
Перестроение в левый ряд справа.
Ситуация в этом случае не так однозначна. Уступить водитель обязан тем, кто осуществляет движение, не меняя ряда. Перед участниками, перестраивающимися вправо, он имеет преимущество, и, соответственно, право закончить маневр первым.
В теории всё просто, но на практике следует учитывать множество факторов.
Подавать сигнал, информирующий о маневрировании следует, когда появилось намерение перестроиться, а не в момент начала активных действий.
Прежде всего, требуется контролировать обстановку перед автомобилем. Нередки случаи, когда водитель концентрирует внимание на происходящем в соседнем ряду, упуская из виду находящееся по ходу движения препятствие или впереди идущий автомобиль. Ожидание подходящего момента для маневра может затянуться, в таком случае расстояние до препятствия сократится до критической величины (особенно опасно, если идущее впереди транспортное средство начнет притормаживать), что чревато аварийной ситуацией.
Глядя в зеркало заднего вида и боковые зеркала необходимо оценивать не только наличие свободного места в соседнем ряду, которое водитель намеревается занять, но и скорость движущихся в нем автомобилей, поведение участников ситуации.
Советы водителям:
Несмотря на сложность перестроения, особенно в напряженной дорожной обстановке, выполнять маневр нужно уверенно – страх на дороге вреден, неуверенность и метания значительно усложнят ситуацию, сделают ее опаснее.
Вписываться в соседний ряд транспортных средств следует под острым углом – за счет этого упрощается поддержание скорости и безопасной дистанции.
Перед перестроением рекомендуется набрать скорость, с которой осуществляется движение в нужном ряду.
На своей полосе следует двигаться как можно правее (ближе к разделительной линии разметки или краю дороги). Этим освобождается дополнительное пространство для выполнения маневров самим водителем и другими участниками движения.
! Следует помнить, что в ситуации, когда автомобили занимают несколько рядов, число которых больше количества полос (ситуация в мегаполисах, особенно в пробках – не редкость), транспортные средства, движущиеся над разделительной линией разметки рассматриваются (в случае ДТП) как перестраивающиеся, что влечет соответствующую оценку действий водителей.
В заключение хочется напомнить, что на дорогах нередко встречаются невежественные водители, которые попросту не хотят никому уступать. Рисковать и показывать, кто на самом деле прав, пытаться опередить такого водителя, перестроившись раньше, конечно, можно, но нужно ли? Амбиции на дороге – нестоящее дело, поскольку они нередко приводят к ДТП с трагическими последствиями.
ОГИБДД МО МВД России «Невьянский»
[wysija_form id=»5″]
Вступайте в наши группы, будьте в курсе событий:
ВКонтакте: Екатеринбург, Нижний Тагил, Новоуральск, Кировград Невьянск Верхний Тагил
Одноклассники
Facebook