Искушения в подвиге покаяния и средства против них

725
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Искушения в подвиге покаяния и средства против них — тема, продолжающая серию материалов и вере в Бога. По просьбе Николая Сальникова, старосты кировградского прихода храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери, «ТК» публикует отрывки из книги «Маргаритъ». Она появилась на свет в далёком 1893 году.

автополис
автополис

Искушения в подвиге покаяния и средства против них (продолжение)

1. «До падения нашего, – говорит св. Лествичник, – демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падению – неумолимым» (Лествиц. в сл. 5, №31). Этот лукавый помысел отчаяния св. отцы советуют отражать крепкою надеждою на милосердие Божье. «Когда кто падет, – взывает преп. Исаак Сирин, – да не забывает любви Отца своего; но, если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но, и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками, и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох: ибо снова восстану. Аще сяду во тьму, Господь озарит мя (Мих.7:8); и нимало да не прекращает брани до самой смерти, и пока есть в нем дыхание; да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения.

mebelux

Но если и каждый день разбивается ладья его, и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость свою, и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разожжённые стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога, таков мудрый больной, не теряющий надежды своей!» (В сл. 7, стр. 42). Св. Лествичник уверяет: «Часто и малые дары утоляли великий гнев Судии» (В сл. 5, №32). – «Господь милосерд, – взывает преп. Ефрем: Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии, и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои» (Твор. св. отцов 1850г, том 16, стр.26).

2. «Прежние навыки, – говорит Лествичник, – мучительствуют нередко и нам плачущим об оных» (В №29). И демоны при этом случае наводят на душу кающегося печаль и внушают безнадежность покаяния (В №29). «Когда подвергаюсь я бедственному падению, говорил один брат, помысел мой снедает меня, и укоряет: для чего ты пал?» – Против такого мучительного напора злых помыслов, авва Пимен сказал в одобрение брату: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: «согрешил я!» – грех тотчас проходит» (Дост. сказан. о св. отц., стр. 209, №99). А преподобный Ефрем Сирин ободряет: «Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобою беззаконий. Господь наш сказал: семьдесят крат седмерицею отпусти брату своему согрешения его (Мф.18:22); во сколько же крат более Сам Господь наш простит кающемуся! Если ты, грешник, и в один день согрешаешь семьдесят крат седмерицею: Бог не заключает для тебя двери щедрот, если только каешься» (Ст. 4 о покаян.,стр.207).

3. «В ленивых, – говорит св. Лествичник, – падения, по признанию, бывают тяжки, и подавляют надежду бесстрастия» (В №39). При тяжких грехопадениях демоны усиливаются довести человека до отчаяния; так что в совершенной безнадежности спасения тяжко согрешивший взывает, подобно Каину: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13)! Против этого страшного наваждения, св. отцы возбуждают веру в беспредельное и неистощимое милосердие Божье. «Ничто не равняется Божьим щедротам, – взывает св. Лествичник, – ничто не превышает их! Посему, кто отчаивается, тот самоубийца» (В №38). «Ты грешник? не отчаивайся?» – убеждает св. Златоуст: «Никогда не престану умащать тебя сим врачевством. Много имеешь грехов? не отчаивайся! Никогда не престану повторять тебе это. Если ежедневно грешишь, ежедневно приноси покаяние… Ибо человеколюбию Божьему нет меры, благость Божья не может быть выражена словом. Грех твой имеет меру, а врачевству нет меры. Грех твой, каков бы ни был, есть грех человеческий, a Божье человеколюбие неизреченно» (См. в приб. к Тв. св. отц. 1857г, стр.469).

Продолжение следует…

Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние

О покаянии

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram