Итоги работы Свердловского УФАС Россииза1 полугодие 2023 года

715
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Спикер – руководитель Свердловского УФАС России, Дмитрий Шалабодов

автополис
автополис

 

  1. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

mebelux

За I полугодие 2023 года в адрес Свердловского УФАС России поступило 423 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, что больше на 55%, чем за аналогичный период 2022 года(273 жалобы).

При этом из поступивших жалоб рассмотрено 373, то есть требования к содержанию, срокам и подведомственности их подачи соблюдены у 88% заявителей (в 1 полугодии 2022 года – 82%). Жалобы принимаются к рассмотрению, если они надлежаще оформлены и поданы в соответствующие сроки.

С 1 января 2022 года жалобы подаются через Единую информационную систему по унифицированной форме, что позволяет соблюсти требования к содержанию жалобы. В настоящее время участники закупок уже «привыкли» к новому способу подачи жалоб, что повысило число надлежаще оформленных, и, соответственно, рассмотренных жалоб.

 

Жалобы по 44-ФЗ

  Рассмотренных жалоб Обоснованные Частично обоснованные Необоснованные
Закупки для федеральных нужд 37(10%)* 12 (32)** 0 25 (68%)**
Закупки для нужд Свердловской области 120(32%)* 35 (29%)** 0 85 (71%)**
Закупки для муниципальных нужд 213(57%)* 56 (26%)** 1 (0,4%)** 156 (73%)**
ГОЗ 3 (0,8%)* 1 (33%) 0 2 (66,7%)**
Всего оставлено без рассмотрения, возвращено, отозвано, перенаправлено по подведомственности 50

*от общего числа рассмотренных жалоб

**от числа жалоб на соответствующем уровне

По результатам рассмотрения жалоб выдано 100 предписаний, способствующих устранению выявленных нарушений, в то время как за I полугодие 2022 года было выдано 88 таких предписаний.

Нарушения выявлены в 28% процедур (от общего количества проверенных), что на 11% меньше, чем в 1 полугодии 2022 года.

 

Внеплановые проверки по 44-ФЗ

В 1 полугодии 2023 года проведено 172 внеплановые проверки, в то время как в аналогичном периоде 2022 года было проведено 230 проверок. Снижение на 25%.

При этом увеличилось количество выявляемых нарушений. В 1 полугодии 2023 года нарушения выявлены в 48% случаев (практически каждая вторая внеплановая проверка показала нарушения), тогда как в аналогичном периоде 2022 года данный показатель составлял 32%, а в 2021 году – 45%.

Результаты проведения внеплановых проверок

  Проведено проверок Выявлено нарушений
  1 полугодие 2022 г. 1 полугодие 2023 г. изменение 1 полугодие 2022 г. 1 полугодие 2023 г. изменение
Закупки для федеральных нужд 92 82 снижение на 8% 9 38 увеличение в 4 раза
Закупки для нужд Свердловской области 45 46 22 25 увеличение на 14%
Закупки для муниципальных нужд 85 39 снижение в 2 раза 43 19 снижение в 2 раза
ГОЗ 8 5 Снижение на 38% 0 0

В целях устранения нарушений, выявленных при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок, выдано 116 предписаний уполномоченным органам, заказчикам и их закупочным комиссиям. В 1 полугодии 2022 года выдано 117 предписаний. Количество выданных предписаний осталось на том же уровне.

 

Жалобы по 223-ФЗ

В 1 полугодии 2023 года в адрес Свердловского УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) поступило 250 жалоб, что на 2% меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года (255 жалоб).

Из поступивших жалоб рассмотрено 156, нарушения выявлены в 48% случаев. За аналогичный период 2022 года к рассмотрению было принято 172 жалобы, из них только 30% показали нарушения.

 

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Свердловским УФАС России в 1 полугодии 2023 года рассмотрено 381 заявление о включении сведений об участниках закупок в РНП. По результатам их рассмотрения в Реестр включено 123 лица, то есть 32%. При этом в 1 полугодии 2022 года было рассмотрено 305 заявлений и 106 лиц включены в РНП (35%).

Если исполнитель по контракту не может выполнить работы, то заказчик расторгает с ним контракт в одностороннем порядке и направляет сведения о таком исполнителе для включения в реестр недобросовестных поставщиком.Вместе с тем, антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации о поставщике в РНП, если поставщиком представлены документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, введением мер ограничительного характера.

 

Административные дела

В 1 полугодии 2023 года Управлением возбуждено 427 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии. (в 1 полугодии 2022 – 547). В сравнении с показателями 1 полугодия 2022 года число административных дел снизилось на 22%. При этом вынесено 401 постановление (на общую сумму 2,5 млн. руб.), из которых в 60% случаев штраф был заменен на предупреждение.

В 1 полугодии 2023 года Управление наиболее часто выявляло нарушения Закона о контрактной системе при проведении закупок на выполнение работ по ремонту, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также в сфере медицинской деятельности большинство нарушений выявляется в части описания объекта закупки, а именно неприменение позиций Каталога товаров, работ, услуг. В тех же сферах выявлено наибольшее число административных правонарушений.

 

Значимые дела (практика)

Объединение в один лот

Заказчик приобретал услуги по комплексному обслуживанию помещений: исполнитель должен был поддерживать работу всех инженерных коммуникаций и чистоту в здании. Объединение закупаемых услуг в один лот ограничивает конкуренцию, поскольку они образуют разные товарные рынки и не имеют функциональной, а также технологической связи между собой (Решение Свердловского УФАС России от 21.12.2022, извещение № 0162200011822004172).

 

  1. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции

 

Реклама

В 1 полугодии 2023 года в Управление поступило 139 заявлений с информацией о распространении ненадлежащей рекламы, что меньше в 2 раза (снижение на 54%) аналогичного периода 2022 года (тогда поступило 305 таких заявлений).

По результатам их рассмотрения возбуждено 62 дела о нарушении законодательства о рекламе и 67 дел об административных правонарушениях, вынесено 62 постановления по статье 14.3 КоАП РФ на общую сумму 2,6 млн. руб.

Наиболее часто в 2023 году выявлялись нарушения, связанные с распространением рекламы без согласия абонента (звонки, смс-сообщения, эл. почта) – 76 % от всего количества заявлений, далее – реклама финансовых услуг – 7%, недостоверная реклама – 6%.

В сравнении с 1 полугодием 2022 года:

  • число заявлений снизилось в 2 раза;
  • число дел о нарушении законодательства о рекламе увеличилось на 114%.

Такая тенденция связана с активностью заявителей на спам (обращающихся не впервые и знающих тонкости рассмотрения заявлений).

Административные дела

В1 полугодии 2023 года возбуждено 67 дел об административных правонарушениях и вынесено 62 постановления. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года снижение обоих показателей составило 41% и 60% соответственно, когда было возбуждено 114 административных дел и вынесено 156 постановлений.

 

Значимые дела (практика)

Распространение рекламы в период потери контроля над своими абонентскими номерами

Реклама услуг распространялась путем звонков на абонентские номера заявителя.

В ходе рассмотрения дела нарушители (ООО «НВСЕРТ» и ООО «НьюКей») не оспаривали принадлежность им абонентских номеров, с которых были совершены звонки, а также не отрицали факт звонков, прикладывая детализацию, между тем, указывали, что лицом, осуществившем звонки с использованием принадлежащих обществам номеров, является иное лицо — ИП, завладевшая незаконно оборудованием обществ.

Однако данная позиция не была поддержана Комиссией Свердловского УФАС России, которая отметила в своем Решении, что ответчики оплачивали исходящие звонки с принадлежащих им номеров (не блокировали номер на период потери доступа к оборудованию), каких-либо мер для предотвращения использования иными лицами телефонного оборудования с принадлежащими им номерами не предпринимали. Указанная позиция Управления была поддержана судом первой инстанции (А60-16123/2023).

Реклама кальяна

Закон о рекламе запрещает не только рекламу табака и табачной продукции, но и кальянов.

На сайте pervo.ruо новостях г. Первоуральска распространялась статья, привлекающая внимание к кальянному магазину «TyagaStore», в которой имелись указания на конкретные марки табака, угля и комплектующих для кальяна. Распространителем рекламы признан администратор сайта pervo.ru.

Нарушение устранено без выдачи предписания.

Реклама инвестиционной компании БКС

Свердловское УФАС России признало ненадлежащей рекламу компании «Брокеркредитсервис» (БКС) о получении кэшбэка за покупки и о возможности инвестирования в паевые инвестиционные фонды без брокерского счета.

Управление установило, что реклама распространялась без согласия абонента, несмотря на доводы компании о нерекламном характере сообщений и рассылке их только целевой аудитории, которая не является неопределенным кругом лиц.

В зависимости от целей, которых стремится достигнуть реклама, круг адресатов рекламы бывает широким или узким. Обособление круга лиц, которым направляется какая-либо информация персонально (в том числе путем указания имени и отчества лица — потенциального адресата сообщения), не имеет значения в вопросах квалификации признаков рекламы, поскольку понятие неопределенного круга лиц как адресата рекламы не совпадает с понятием «целевая аудитория».

Арбитражный суд Свердловской области поддержал выводы антимонопольного органа и признал решение законным (А60-12264/2023).

Недобросовестная конкуренция

Результаты рассмотрения заявлений

 

  1 полугодие 2022 г. 1 полугодие 2023 г. Изменение
Заявлений о недобросовестной конкуренции 39 17 Снижение на 56%
Дел о нарушении антимонопольного законодательства 1 2 Увеличение в 2 раза
Отказов в возбуждении дела 19 14 Снижение на 26%
Предписаний 0 0
Предупреждений 2 3 Увеличение на 50%

 

Бо́льшая часть жалоб связана с нарушением установленных запретов:

— статьей 14.1 запретом на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации –распространения ложных, неточных или искаженных сведений о конкуренте (4 заявления);

— статьей 14.6 Закона о защите конкуренции на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами (3 заявления).

Набольшее число нарушений выявлено в сфере торговли и ЖКХ.

 

Административные дела

В 2023 году возбуждено 1 дело об административном правонарушении, вынесено 1 постановление – назначен оборотный штраф по делу о копировании товара конкурента – в размере 745 827,16 (семьсот сорок пяти тысяч восемьсот двадцати семи рублей шестнадцати копеек).

 

Значимые дела (практика)

Копирование товара конкурента

В Свердловское УФАС России с жалобой на недобросовестную конкуренцию обратились хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность под наименованием «Медведь Екатеринбург», которые с 2011 года используют указанное наименование при производстве и продаже товаров для туризма и активного отдыха, в том числе туристических раскладушек.

Ответчик (ООО «АО-Маркетплейс») полностью воспроизвел внешний вид и конструктивные элементы туристических раскладушек, производимых заявителем, а также использовал на этикетках обозначение «Медведь Екатеринбург», сходное до степени смешения с фирменным названием заявителя.

В результате копирования внешнего вида товара происходит смешение, и потребитель может ошибочно полагать, что пользуется оригинальным товаром и ассоциировать его качество с товаром заявителя, что может повлечь перераспределение спроса на рынке. Такие действия могут причинить вред деловой репутации добросовестного конкурента при предъявлении потребителями претензий к качеству товара, а также причинить ему убытки в виде неполученного дохода.

ООО «АО-Маркетплейс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ и ему назначен оборотный штраф в размере 745 827,16 (семьсот сорок пять тысяч восемьсот двадцать семь рублей шестнадцать копеек) рублей. В настоящий момент постановление не вступило в силу.

Штрафстоянки

Выдано 2 предупреждения по факту принятия на хранение задержанных транспортных средств в целях пресечения нарушений правил эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ)на специализированные стоянки, эксплуатируемые организациями (ЕМУП «СМЭП»и ООО «Транс Люкс»), которые не являются ближайшими к месту задержания.

С целью недопущения недобросовестной конкуренции организациям выданы предупреждения об исключении случаев принятия на хранение тех задержанных транспортных средств, относительно места задержания которых специализированная стоянка не является ближайшей.

Предупреждения исполнены.

  1. Контроль органов власти
1 полугодие 2022 г. 1 полугодие 2023 г. Изменение
Количество поступивших заявлений о нарушении антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления и иными органами (организациями), осуществляющими их функции, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг 37

(статьи 15, 16, 17, 17.1 135-ФЗ,

из них только по 15 и 17.1 – 30)

30

(статьи 15, 17.1 135-ФЗ)

Снижение на 19%
Количество жалоб на нарушение процедуры обязательных торгов в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 96 69 Снижение на 28%
Количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции 9 8 Снижение на 11%
Количество обращений уполномоченных органов о внесении сведений в Реестр недобросовестных участников аукционов 4 4
Количество дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности 4 3 Снижение на 25%
Количество выданных предупреждений 10 6 Снижение на 40%

 

Свердловским УФАС за 1 полугодие 2023 года вынесено 2 решения о нарушении антимонопольного законодательства (снижение на 33% к показателю 2022 года, когда было принято 3 решения), которые связаны с:

— принятием ограничивающих конкуренцию актов органами власти, органами местного самоуправления и иными органами (организациями), осуществляющими их функции (ч.ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции);

— нарушением порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Наибольшее число нарушений выявляется в сфере нежилых помещений публичной собственности и услуг по управлению многоквартирными домами.

В 1 полугодии 2023 года по рассматриваемому виду контроля Управлением возбуждено 16 дел об административных правонарушениях, к ответственности привлечены 19 юридических и должностных лиц.

В сравнении с показателями 1 полугодия 2022 года на 40% снизилось число выданных предупреждений и на четверть уменьшилось число возбужденных антимонопольных дел.

4. Контроль монополистической деятельности

4.1. Отдел ограничения монополистической деятельности

В отдел ограничения монополистической деятельности в 1 полугодии 2023 года поступило 777 заявлений, что на 22% больше показателя 1 полугодия 2022 года, когда поступило 638 заявлений.

По результатам рассмотрения заявлений в рассматриваемом периоде дел о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено не было. При этом по признакам нарушений выдано 8 предупреждений, 7 из которых исполнено и 1 находятся в стадии исполнения.

Признаки злоупотребления доминирующим положением в 1 полугодии 2023 года были усмотрены в сфере электроснабжения, а также холодного водоснабжения и водоотведения.

Административные дела

В 1 полугодии 2023 года отделом ограничения монополистической деятельности возбуждено 234 административных дела, в аналогичном периоде 2022 года – 243 дел (снижение составило 4%).

Также за истекший период 2023 года вынесено 207 постановлений, в то время как в 2022 году их число составляло 218. Снижение на 5%.

Административные правонарушения наиболее распространены в части технологического присоединения к электрическим и газовым сетям.

Значительная часть заявлений подается гражданами на нарушение порядка технологического присоединения (число административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ). При этом хозяйствующие субъекты обращаются значительно реже (об этом говорит число выданных предупреждений).

Значимые дела (практика)

1) Свердловское УФАС России помогло организациизаключить договор холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал», которое необоснованно уклонялось от его заключения.

Управлением установлено, что МУП «Водоканал» уклонялось от заключения единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения с ООО «ГрадСтрой» на условиях Общества (разногласия возникли по объему подключаемой мощности подачи холодной воды). ООО «ГрадСтрой» направило МУП «Водоканал» протокол разногласий, который был оставлен МУП «Водоканал» без ответа.

Свердловское УФАС России выдало МУП «Водоканал», как хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее, предупреждение о рассмотрении протокола разногласий.

Во исполнение предупреждения МУП «Водоканал» сообщило о рассмотрении протокола разногласий и заключении договора на условиях Общества (в части объема подключаемой мощности подачи воды).

4.2. Отдел по борьбе с картелями

За 1 полугодие 2023 года в Управление поступило89заявлений, материалов с указанием на возможные факты достижения антиконкурентных соглашений, что практически в 2 разабольше, чем за аналогичный период 2022 года, когда поступило 48 заявлений.

За 1 полугодие 2023 года Управлениемвозбуждено 3 делао нарушении антимонопольного законодательства(2 из которых возбуждено по заявлениям, 1 – по собственной инициативе). При этом за аналогичный период 2022 года году было возбуждено5дел. Снижение на 40%.

За рассматриваемый период 2023 года было вынесено 2 решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства – установлены антиконкурентные соглашения – сговоры на торгах.

Административные дела

Отделом также возбуждено 12 делоб административных правонарушениях, из них 9 дел обусловлены заключением ограничивающих конкуренцию соглашений (ст. 14.32). При этом в 1 полугодии 2022 года было возбуждено 20 дел об административных правонарушениях. Снижение на 40%.Снижение количества возбуждаемых дел связано с мораторием на проверки, введённым в 2022 году.

Наиболее часто выявляемая форма антиконкурентных соглашений – картель (сговоры на торгах) (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции), направленные на поддержание начальной цены контракта.

При этом наиболее «картелизированной» является сфера дорожной деятельности (ремонт, реконструкция, содержание дорог). В указанной сфере выявляются не только картели (то есть сговоры конкурентов), но и признаки антиконкурентных соглашений с участием органов власти, в частности, при заключении и реализации концессионных соглашений.

Значимые дела (практика)

Картель в сфере ремонта дорог

Управлением был признан факт достижения антиконкурентных соглашений между обществами ООО «Русдор», ООО «Гранд-Строй», ИП Стяжкин А. В., ООО «Давиан», направленных на поддержание цен в четырех электронных аукционах с общей суммой НМЦК – 58,4 млн руб.

Предметом закупок являлись работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования, выполнение работ по обустройству мест накопления ТКО в Невьянском ГО, г. Реж Свердловской области.

Участниками сговора в одном из аукционов была применена схема «таран», Общества и ИП признали факт сговора, в связи с чем первый обратившийся с заявлением о признании был освобожден от административной ответственности, иные лица были привлечены к ответственности и своевременно оплатили штрафы.

Картель в сфере транспортной безопасности

Арбитражный суд Свердловской области (А60-71930/2022) поддержал выводы Управления о признании факта картельного сговора между ООО «ПТБ Скайфолл», ООО «Системы транспортной безопасности — Контур «Е», ООО «СТБ-КРЫМ», нацеленного на поддержание цен в двух аукционах на оказание услуг по защите строящегося объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в Свердловской области.

Компании реализовали схему «таран» на торгах с целью поддержания начальной (максимальной) цены на услуги по защите строящейся автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга от актов незаконного вмешательства. Общая сумма дохода, полученного в результате соглашения, составила 26,9 млн. руб.

Организации привлечены к административной ответственности на общую сумму 7,4 млн. руб.

Общие сведения по Управлению. Штрафы

За 1 полугодие2023 года Свердловским УФАС России начислено штрафов на общую сумму 80 335 600 руб. (восемьдесят миллионов триста тридцать пять тысяч шестьсот рублей), из которых:

— отдел контроля закупок – 1 946 100 руб.

— отдел контроля органов власти – 2 739 500 руб.

— отдел ограничения монополистической деятельности – 50 560 000 руб.

— отдел по борьбе с картелями – 28 760 000 руб.

— отдел государственного оборонного заказа – 2 330 000 руб.

За 1 полугодие 2023 годапо постановлениям Свердловского УФАС России оплачено108 865 412 руб. (сто восемь миллионов восемьсот шестьдесят пять тысяч четыреста двенадцать рублей), из которых:

— отдел контроля закупок – 1 629 500 руб.

— отдел контроля органов власти – 2 593 000 руб.

— отдел ограничения монополистической деятельности – 82 229 312 руб.

— отдел по борьбе с картелями – 11 350 000 руб.

— отдел государственного оборонного заказа – 11 063 600 руб.

С 25 июля 2022 года внесены изменения и дополнения в КоАП, касающиеся замены административного штрафа на предупреждение. Так, по статистике при вынесении каждого третьего административного наказания штраф заменяется на предупреждение (в 1 полугодии 2023 года вынесено 270 наказаний в виде предупреждений).

Контроль за социальной догазификацией

Программа догазификации позволяет бесплатно подвести газ до границы своего земельного участка, на котором расположено домовладение гражданина. Важное условие – в соответствующем населенном пункте уже должны быть проложены и функционировать газораспределительные сети.

Ранее программа ограничивалась 2022 годом.С 1 марта 2023 года программа социальной догазификации стала бессрочной и распространяется на медицинские и образовательные организации (детские сады, школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики и врачебные амбулатории, расположенные в газифицированных населённых пунктах). Таким учреждениям больше не придётся платить за мероприятия по строительству газопровода до границ земельных участков, на которых они расположены, а также за само подключение зданий к газораспределительным сетям. Условие о наличии проложенных и функционирующих газовых сетей сохраняется (изм. внесены постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 2187).

Стоит отметить, что у граждан есть возможность подать заявку и заключить договор на социальную догазификацию через личный кабинет гражданина на порталегосуслуг.

В 1 полугодии 2023 года в Свердловское УФАС России поступило 36 обращений, которые связаны с возможным нарушением процедуры социальной газификации. По результатам их рассмотрения вынесено 22 постановления на общую сумму 12,5 млн рублей.

Всего с начала действия программы догазификации Управлением рассмотрено 81 обращение, вынесено 32 постановления на общую сумму 19 млн. руб.

В настоящее время в Свердловской области заключено 51774 (пятьдесят одна тысяча семьсот семьдесят четыре) договора на социальную догазификацию, из них значатся неисполненными 164 договора, то есть 0,32% от общего числа заключенных.

Принят «пятый антимонопольный пакет»

Закон направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.

Антимонопольные требования не будут препятствовать работе компаний, но в случае их доминирования установят запрет на дискриминацию клиентов, монопольно высокую цену на оказываемые услуги. Действие закона будет распространяться только на доминирующие цифровые платформы в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.

Закон вводит понятие «сетевой эффект» на товарном рынке. Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. Согласно документу, устанавливаются критерии доминирующего положения на рынке для агрегаторов онлайн-торговли, использующих «сетевой эффект»: выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок на определенном товарном рынке превышает 35%.

Также устанавливается новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. Теперь с ФАС России будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей.

Закон повысит объективность принимаемых решений при согласовании ФАС России сделок экономической концентрации. Так, вводится очное рассмотрение ходатайств о совершении сделок с участием заинтересованных сторон. Для заявителей по сделкам устанавливается право заявлять о добровольных обязательствах для обеспечения конкуренции на рынке (указанное сегодня уже реализуется на практике, например, обязательства по обеспечению предельного уровня наценок в торговых сетях). Кроме того, определяется правовой статус эксперта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотрении сделок экономической концентрации.

По мнению ФАС России, «пятый антимонопольный пакет» окажет превентивное воздействие на агрегаторы и маркетплейсы, создав барьеры для злоупотреблений на цифровых рынках.

Помимо этого, Закон повысит качество антимонопольного регулирования цифровой экономики и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.

Изменения вступят в силу 1 сентября 2023 года.

Также изменения коснулись и сферы контроля и пресечения антиконкурентных соглашений. Статья 11 в действующей редакции Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, включая картели на торгах.

В силу ч. 7 указанной статьи данный запрет не распространяется на соглашения между хоз. субъектами, входящими в одну группу лиц, если в отношении одного хоз. субъекта установлен контроль другим хоз. субъектом в той же группе лиц или если такие хоз. субъекты находятся под контролем одного лица (так называемый иммунитет, случай, когда картель не может быть вменен хоз.субъектам).

Нововведения в законе предусматривают положения, согласно которым действия хозяйствующих субъектов по повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, не будут подпадать под действия нормы об иммунитете, основанном на критерии контроля одного лица над другим или контроля двух и более лиц третьим лицом.

Президент России подписал закон об усилении ответственности за использование цифровых алгоритмов в картелях. Документ является составной частью «пятого антимонопольного пакета». Вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

Закон устанавливает применение цифровых алгоритмов в картельных соглашениях как отягчающее обстоятельство при привлечении к административной ответственности. К таким обстоятельствам он относит использование программ, позволяющих принимать решения и совершать действия в рамках таких соглашений в автоматическом режиме, без участия человека.

Необходимость нововведения связана с участившимися случаями использования таких алгоритмов при заключении и реализации антиконкурентных соглашений.

Помимо этого, закон вводит удвоенный размер административного штрафа за повторное неисполнение предписания антимонопольного органа. Речь идет о случаях, когда компания-нарушитель уже была привлечена к административной ответственности за то, что не исполнила такое предписание и не прекратила нарушение во вновь установленные для этого сроки (в настоящий момент максимальный размер административного штрафа за неисполнение предписания ведомства для юрлиц составляет 500 тысяч рублей).

Документ повысит эффективность мер антимонопольного контроля на цифровых рынках, а также защищенность прав и интересов участников рынка от монополистической деятельности.

Конкурсы«Точка роста» и «Открытый взгляд на конкуренцию»

ФАС России проводит Конкурс для студентов и магистрантов «Точка роста». Прием заявок стартует с 1 сентября 2023 года.К участию в конкурсе приглашаются студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования. Конкурс пройдет онлайн в два этапа: антимонопольный диктант и эссе. Победители Конкурса, набравшие максимальное количество баллов в каждой номинации (1–3 место) получат возможность пройти практику/стажировку в ФАС России или ее территориальных органах.

Подробнее на сайте: https://tochkarosta.fas.gov.ru/.

 

Журналистыприглашаются к участию в Конкурсе «Открытый взгляд на конкуренцию». Конкурс проводится без предварительного отбора участников и квалификационных требований.К участиюв Конкурсе принимаются материалы, посвященные деятельности ФАС Россиии ее территориальных органов, опубликованные в период с 1 января по 31 декабря 2023 года.

В конкурсе представлены номинации:«ФАС на телевидении»;«ФАС на радио»;«ФАС в печати»;«ФАС в интервью»;«Биржевой — значит конкурентный».

Подробнее на сайте: http://konkurs.fas.gov.ru/presscompetition/

Ранее мы рассказывали о том, что Жительница Новоуральска вонзила нож в грудь своему 34-летнему сожителю

Профилактическое мероприятие «Внимание-дети!» проходит в Свердловской области

В Екатеринбурге мужчина украл из магазина почти 20 кг орехов

 

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram