К юбилею Победы: подстанция «Кировград» — ушедший символ подвига энергетиков

134
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вклад уральских энергетиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поистине неоценим. Они обеспечили бесперебойную работу сотен промышленных предприятий Урала, который стал ключевым военным арсеналом для фронта. Одним из знаковых энергообъектов электросетевого комплекса была подстанция 110 кВ «Кировград» (в годы войны – подстанция № 14). Еще до начала войны этот центр питания связал три энергосистемы и позволил снабжать электроэнергией круглосуточно работающие на оборону предприятия в самые тяжелые для всей страны годы.

Подстанция «Кировград», которая до переименования города носила его название – Калата, была построена в 1934 году. После ввода в работу подстанции и линии 110 кВ «Кировград-Свердловск» заработал первый транзит напряжением 110 кВ. Именно в этот момент была создана единая энергосистема на Урале от Соликамска до Златоуста.

Очевидцы тех далеких событий вспоминали, что эта новость не сходила с уст энергетиков.

автополис
mebelux

«В день включения приехал весь руководящий персонал из Свердловска и Тагила. Это было величайшее событие того времени! Ну, думаю, сейчас все закрутится, завертится, но ничего такого зрелищного не произошло. Только гул трансформаторов! Впрочем, что я, паренек с 4 классами сельской школы, понимал тогда в энергетике?» — вспоминал инженер-релейщик, ветеран труда Нижнетагильских электрических сетей Степан Викторович Кузнецов.

Степан Викторович посвятил энергетике всю свою трудовую жизнь. В 15 лет он был принят на строительство подстанции, занимался тяжелой физической работой. Условия жизни были крайне суровыми: летом жили в палатках, а зимой – в общем бараке с двумя печками.

Из спецодежды были только хлопчатобумажный костюм и лапти, а инструментами служили лопата, кирка, лом и ручная тачка.

Подстанция «Кировград» в 1940-х гг. (Прим.: единственным видом транспорта в те годы был гужевой).

Щупленький и невзрачный подросток вместе с другими трудился добросовестно и не имел нареканий. Через 3 месяца за трудолюбие и ответственное отношение к делу его перевели в монтажники.

После пуска часть строителей остались на эксплуатации подстанции, в их числе оказался и Степан Кузнецов. Без отрыва от работы он закончил трехгодичные курсы мастеров соцтруда и был назначен ответственным дежурным подстанции. А вскоре грянула война…

В первых числах июля 1941 года из небольшого коллектива в 25 человек на фронт ушли сразу 7, в том числе и начальник подстанции Василий Боровских. 22-летний Степан временно принял на себя обязанности начальника, до назначения на эту должность Григория Марковича.

Коллектив Кировградского линейного участка в 1940-е гг.

К сожалению, подстанция «Кировград», как и другие, построенные на заре уральской энергетики, была оснащена в основном импортным электрооборудованием. В его работе регулярно были сбои из-за ряда существенных дефектов, а к началу сороковых годов в связи со значительной нагрузкой оборудование имело уже большой износ. Это приводило к частым авариям. Ситуацию осложняло отсутствие запасных деталей.

С началом войны трудности возросли. К уже сформировавшемуся на Урале мощному индустриальному комплексу добавились эвакуированные из восточной части страны предприятия. Электрические сети работали с перегрузом, содержание их в работоспособном состоянии требовало больших затрат и невероятных усилий. Персонал был переведен на казарменное положение, работники буквально жили на подстанции.

Полки магазинов опустели с первых дней войны, была введена карточная система распределения продуктов. Уже в июле 1941 года на общем собрании работники подстанции решили ежемесячно и безвозмездно, до окончания войны отчислять часть своей зарплаты в фонд обороны страны — около 8 процентов от заработка. И это помимо обязательных отчислений и введенного в то время военного налога. Бойцы трудового фронта работали на износ без отпусков и выходных, отказывали себе в еде и отдыхе. Люди отдавали все для победы.

В этих тяжелых условиях приходилось трудиться на пределе физических и умственных сил, а иногда и с риском с жизни. Когда в 1943 году во время сильной грозы ударила молния, пошел дым и закипело масло в трансформаторе, Степан Кузнецов вместе с мастером Иваном Чулковым и ответственной дежурной Екатериной Чулковой успели отключить трансформатор до взрыва и предотвратить аварию. Затем, в нарушение правил техники безопасности, под проливным дождем с постоянными сильными разрядами молний и оглушительными раскатами грома они бросились включать вентильные разрядники, чтобы спасти оборудования от повреждений и сохранить бесперебойное энергоснабжение важных потребителей. «Можно без преувеличения сказать, что это был бой на трудовом фронте, а в руках вместо огнестрельного оружия был слесарный инструмент. От исхода этого боя зависело, работать или нет десяткам предприятий, дававшим столь необходимую продукцию фронту и тылу. Победа была за нами!» — вспоминал Степан Кузнецов.

На место ушедших на фронт добровольцами и по мобилизации, пришли работники без специальной подготовки, в том числе женщины и подростки. Они быстро получали практические знания и навыки.

Дежурная подстанции «Кировград» Кузнецова Любовь Анфимовна

В августе 1941 года в возрасте 23 лет была принята учеником дежурного электромонтера Феоктиста Васильевна Дулаева. Было очень сложно, не имея специального образования, постигать на ходу принципы работы оборудования, особенности производства переключений и правила техники безопасности. От свалившихся на голову и плечи испытаний она тайком плакала, но справилась! На подстанции «Кировград» Феоктиста Дулаева проработала дежурной более 30 лет.

В 1943 году, сдав последний школьный экзамен за 4 класс, пришел на подстанцию учеником электрослесаря 14-летний Сергей Тимофеевич Захаров. На подстанции трудились его мать, дяди и отец, месяцем ранее трагически погибший при разгрузке трансформатора с платформы вагона.

Тогда он смутно представлял, что ему предстоит делать. В первый же рабочий день при приемке задания мастер грубо отругал его за плохо затянутые клеммы. Сережа не обиделся, но усвоил первый урок: любую работу нужно выполнять качественно!

Так начался его славный трудовой путь в Нижнетагильских сетях длинной в 50 лет, 30 из которых он руководил районом электрических сетей. Но этот путь не был безоблачным.

Рабочий день подростков был таким же, как у взрослых – ненормированным. Работали без выходных, по 15-16 часов. Из-за высокой аварийности часто приходилось оставаться и на ночь.

«Вопросы техники безопасности каждый решал сам за себя. Не до этого было, шла война. Однажды, помню, шел монтаж третьей группы трансформаторов. Я тоже принимал участие. Работы нужно было выполнять на шинном мосту. Ни лесов, ни подмостей. Нашел какие-то хилые веревочные лестницы. Привязал неустойчивую «плавающую» конструкцию к шинам и начал работать. Страшновато было, конечно, но в войну не принято было хныкать и жаловаться», — вспоминал Сергей Захаров.

Подстанция «Кировград» эксплуатировалась в тяжелейших атмосферных условиях, в зоне выбросов медеплавильного комбината и химзавода, что способствовало сильному износу и старению оборудования. Несмотря на это, за короткий промежуток времени энергетики смогли обеспечить безаварийную работу энергообъекта и войти в число лучших центров питания в «Свердловэнерго». Так, по инициативе начальника подстанции Григория Михайловича Марковича была организована замена ненадежных кабельных вводов на воздушные, проведен ряд других технических мероприятий. Аварийное и ненадежное импортное оборудование заменялось на отечественное, обеспечивающее устойчивую работу энергообъекта в военных условиях.

Чтобы обеспечить оборонные предприятия необходимой мощностью, на подстанции «Кировград» была заменена трансформаторная группа, дополнительно смонтирован трехфазный трансформатор, проведена большая работа по замене устройств релейной защиты и автоматики. Мощность подстанции после реконструкции выросла в 3 раза!

К концу 1944 года от подстанции были построены вторые цепи линий электропередачи 110 кВ на Нижний Тагил и Среднеуральскую ГРЭС. Это позволило энергетикам выводить линии в ремонт без последствий для потребителей и значительно повысить надежность энергоснабжения всех предприятий Тагильского промышленного узла.

Подстанция «Кировград» в 1940-е гг.

Работа в напряженной обстановке военного времени стала практической школой для многих опытных и преданных своему делу энергетиков. Впоследствии многие из них заняли высокие руководящие и инженерные должности.

Герои этой публикации, как и другие, не упомянутые в ней, ветераны труда Нижнетагильских электрических сетей были отмечены наградами за долголетний и безупречный труд. Но медаль за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны они всегда считали самой дорогой наградой!

Подстанции «Кировград» в наши дни уже нет: в связи с введением в работу новых центров питания в конце ХХ века она была демонтирована. Одна из опорных подстанций на заре становления электроэнергетики Среднего Урала, она навсегда останется в истории ушедшим символом трудового подвига энергетиков в грозные годы войны.

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram