«ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ», которую принёс в редакцию Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери.
Как начинается и чем поддерживается спасительное покаяние (продолжение)
Итак, покаяние, как учит преп. Исаак, рождается от веры в праведного Мздовоздаятеля, и возбуждается страхом неминуемого суда Божьего и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу – Отцу своему. Тогда вот что происходит в душе начинающего покаяние, как описывает преп. Ефрем Сирин.
1. «Дьявол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с ласкою и говорит: «приведите только себе на память Бога, и я потружусь за вас. Представьте в уме Его милосердие, и я буду ходатайствовать за вас с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии, и сделаю вас Божьими слугами.
И пророк Исайя сказал: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис.30:15). Вот, говорит покаяние, привожу тебе и свидетельство (из слова Божьего), только покайся». – «Если согрешивший воздохнет, – продолжает св. отец, – то с воздыханием отойдет от него и бремя, возложенное змием; по облегчении же ума, отгонит он от себя и мглу неведения, и око душевное сделается ясным, и вскоре покаяние будет руководствовать душу к спасению». Итак, вздох от глубины сердца – начало спасительного покаяния.
2. «Тогда, – продолжает преп. Ефрем, – грешник не только будет воздыхать, но и с великою скорбью проливать слезы. Почему же? Потому что душа, после долговременного разлучения с Богом, увидев Его, как Отца, возбуждается к пролитию слез; от того, что наконец увидала Родителя, проливает она слезы, и преклоняет к себе Бога: ибо любит Отеческое благословение, и таким образом очищается от всего, до чего доведена была змием».
Эти слезы сердечного сокрушения не суть слезы пагубного отчаяния, а сладостные слезы умиления обратившейся к Богу души. «Памятование о Боге», – объясняет преп. Ефрем; – «приводит грешников к воздыханию; но Давид говорит: помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4). Потому и кающиеся радуются, что освободились от уз змия» (Сл. 99 о покаян., стр. 160).
3. Испытав на себе самих величие милосердия Божьего и как бы вкусив сладости отеческой любви Божьей, которая, забыв все согрешения блудного сына, подобно евангельскому Отцу, еще издалече увидев его, тек нападе на выю его и облобыза его (Лк.15:26), – искренно кающиеся, получив незаслуженное прощение от Бога, сами себя наказывают за все прежние беззакония, за вероломную измену такому любвеобильному Отцу, за бесчувственность и неблагодарность Щедродателю, Царю и Богу.
«И что для других трудно и невыносимо, то, – говорит св. Лествичник, – делается приятным и желанным для утративших добродетель и духовное богатство. Ибо душа, лишившаяся прежнего дерзновения, утратившая надежду бесстрастия, сокрушившая печать непорочности, давшая на расхищение сокровища дарований и сделавшаяся чуждою божественного утешения, отвергшая завет Господень, угасившая прекрасный огонь душевных слез, и, уязвляемая, болезненно терзаемая воспоминанием о том, – не только со всею готовностью приемлет всякие труды, но благочестно решается умертвить себя подвигами, если только сохранился в ней остаток искры любви, или страха Господня» (Сл. 5, в №23).
В таком состоянии тяжкого стыда перед лицом милосерднейшего Отца небесного, которого оскорбили и прогневили своими беззакониями, при страшных угрызениях пробудившейся совести, кающиеся обрекают себя на всевозможные жертвы для умилостивления Бога, и осуждают себя на самые усиленные подвиги, как бы желая вознаградить погибшее время своего заблуждения. Но вообще нужно заметить, что различные подвиги покаяния не заповедываются святыми отцами, а налагаются самими же кающимися, по мере ревности и усердия каждого, и более должны служить выражением покаянного духа, нежели каким-либо наказанием за прежние грехи.
«Кто любит Христа, как должно любить», – говорит Златоуст, – «тот сам не потерпит остаться без наказания, хотя бы Христос и простил его: ибо одно оскорбление Его составляет уже величайшее наказание. Не то прискорбно любящему, что за оскорбление любимого им терпит какое-нибудь зло; но всего более то, что оскорбил любимого… Так будем рассуждать и мы, и горько плакать о том, что так неблагодарно оскорбляем благодетеля своего!» (На Мф. беседа 11, стр. 266).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта «Азбука.ру».
Для чего нужна молитва? Почему не всегда человек получает то, о чем просит