«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству». Она была напечатана ещё в 1893 году. Староста прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери Николай Сальников привёз её из одного монастыря, расположенного в Греции, на горе Афон.
Как понять, что Бог принял покаяние и отпустил грехи (продолжение)
Испытав на себе пагубнейшие следствия пороков, и в свете правды и святости Божьей увидев всю мерзость их перед Богом, раскаявшийся исполняется непримиримой ненависти и омерзения ко греху. Такое расположение души служит признаком примирения её с Богом. «Когда душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи?» – вопрошает Василий Великий, и отвечает: «Если усмотрит себя в расположении сказавшего: неправду возненавидих и омерзих». (Пс.118:163) (Тв. св. отц. 1847 г, т. 9, стр. 219). «Ежели сердце твое в полной мере возненавидело грех, – утверждает св. Исайя Отшельник, – то оно одержало победу и исторгло себя из числа творящих беззаконие» (Христ. чтен. 1826 г., ч. 21, гл. 6, стр. 137).
Грех и убитый, и изверженный из глубины души, еще может осквернять душу страстным воспоминанием о нем. Ибо «что мы сделали со страстью, – говорит преп. Феодор Эдесский, – о том и воспоминания владычествуют в душе со страстью. Когда же страстные пожелания совершенно из сердца изгладятся, так что не будут и приражаться к нему, то это служит знаком отпущения прежних грехов. Ибо доколе душа возбуждается страстями, дотоле оказывается в ней владычество греха» (Христ. чтен. 1825 г., ч. 17, гл. 11).
Признаком совершенного очищения от грехов преп. Касcиан поставляет изглаждение из памяти даже образов и представлений их. «Надобно помнить, – говорит он, – что тот еще не разрешен от прежних грехов, кто во время покаяния и удовлетворения за них представляет себе образы их и вспоминает о них. Из сего следует, что тогда должно почитать себя разрешенным и прощенным в прежних грехах, когда сердце и воображение уже не обольщаются ими. Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения. Кратко сказать, в том, что нам прощены прежние грехопадения, должно нас уверять то, если истреблены из сердец наших память о них и пристрастие к настоящим удовольствиям» (Христ. чтен. 1844 г., сентябрь, стр. 385).
Глубокое смирение и ощутительное влияние Духа Святого в смиренномудренной душе, служат живейшим залогом вечной свободы её от рабства греховного и печатью небесного сыноположения! «Где Дух Господень, – свидетельствует св. Иоанн Лествичник, – там узы разрешены; где несравненное смирение, там узы также разрешены. А в ком нет сих двух удостоверений, те пусть не обольщают себя; они еще связаны» (Сл. 6, №34). «Христианин грешен – говорит преп. Симеон, – раскаявшись о прежнем злопожитии своем, и к богоугодному житию не прилагаяйся, аще не увесть в себе радости и веселья к божественным собраниям и священнодействиям из глубины сердца и молитвам, и таково усердие и внимание, елико и яково имеяше к сластем и житейской злобе, не показует: но яко трудяся еще и отягчаиваяся обретается, и насилие, яко же речи, мня терпети невольно, и мучительство: то да не мнит таковой, яко освободился от руки дьявола, но да знает, яко под лукавым мучителем мысленно еще удержан есть. Егда убо увесть себе с радостью и усердием молящася и поюща, и ненавидяща мыслью вся настоящего жития и сладкая и честная: тогда да известится, яко под царством бысть Христовым. Сие знамение есть явно избавления и свободы, о ней же глаголет Апостол: свободою убо, ею же Христос нас свободи, стойте» (Гал.5:1) (В сл. 4, стр. 70).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру
Удостоверение в принятии Богом покаяния и в отпущении грехов