Неформальное предпринимательство (далее НП) — глобально распространённое явление, которое относится к той предпринимательской деятельности, которая является незаконной, но остаётся вполне легитимной для больших групп в обществе. Такая предпринимательская деятельность осуществляется отдельными неформальными предпринимателями, которые выявляют и используют возможности социально приемлемым образом, не соблюдая при этом всех требований законодательства, связанных с предоставлением товаров и услуг в стране (например, незарегистрированная деятельность или незарегистрированные деловые операции).
Такая разновидность ведения частного бизнеса является широко распространённым и важным явлением во всём мире. На него приходится около 60% всей предпринимательской деятельности в развитых странах и странах с переходной экономикой и более 90% в развивающихся странах. Это может привести к негативным последствиям на макроуровне, таким как потеря налоговых поступлений и недобросовестная конкуренция с зарегистрированными компаниями. Тем не менее, НП считается жизнеспособной формой занятости в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также, как ни странно это звучит, источником инноваций в более развитых странах. Из-за своей глобальной распространённости и высокой важности неформальное предпринимательство за последние два десятилетия привлекает все большее внимание учёных.
Так каковы же различные типы неформальных предпринимателей и как они различаются в зависимости от контекста? Какую основную предпринимательскую деятельность они осуществляют? Почему они это делают и с какими последствиями?
Чтобы дать ответы на эти вопросы надо изучить это явление посредством применения исследовательских знаний из различных дисциплин, таких как менеджмент, экономика, бухгалтерия, налогообложение, социология и политология, которые представляют наиболее близкие к этой области источники аналитики.
Например, различные виды частных услуг в коммунистических государствах приняли форму частного бизнеса, запрещённого централизованно планируемой экономической системой, но при этом социально приемлемого для населения, подверженного нехватке ресурсов. В развивающихся странах это явление рассматривается, как решение проблемы высокого уровня бедности и безработицы. В развитых странах к этому тяготеют люди, принадлежащие, к так называемому, «низшему социальному классу».
Обычно, думаея о неформальных предпринимателях, большинство людей представляет себе мелких производителей или уличных торговцев, следуя клише, согласно которому такие персоны бедны и занимаются малоэффективной, трудоемкой предпринимательской деятельностью, скрытой от государственных органов. Однако, глубокие исследования раскрывают гораздо более тонкую картину. В значительной степени образовывается разнородная типология, выходящая за рамки обычного клише, которую нельзя обобщать. При определении причин, не стоит ограничиваться только вопросом нежелания регистрации компании, а следует рассмотреть все законы и правила, которые неформальные предприниматели обходят при ведении своего бизнеса (например, уплата налогов, экологические нормы, правила трудоустройства, а также соблюдение техники безопасности и гигиены труда).
Глобально можно выделить четыре основных категории неформальных предпринимателей, широко распространённых во всём мире. К ним относятся неформальные бедняки, неформальные богатые, полуформальные бедняки и полуформальные богатые.
Тип I: «Неформальные бедняки» характеризуется высоким уровнем «невидимости» для государства и низким социально-экономическим статусом. Примеры этого типа включают:
— предпринимателей из сельской бедноты, которые не регистрируют свои предприятия, не платят налоги и не декларируют свои доходы, продавая выращенную продукцию серым скупщикам;
— контрабандные торговцы в приграничных районах Восточной Европы, которые используют свою невидимость как стратегию для достижения экономического «выживания», а также демонстрируют полную или частичную неформальность во всех измерениях;
— матери, находящиеся в декрете и занимающиеся предпринимательской деятельностью через привлечение клиентов через цифровые каналы соцсетей. Они ведут свою деятельность без соблюдения каких-либо формальных правил или положений.
Тип II: «Неформальный состоятельный» характеризуется высоким уровнем неформальности и высоким социально-экономическим статусом. Примеры этого типа включают в себя:
— неформальные предприниматели, работающие в одиночку или в миниатюрных сообществах (например, автосервисы в гараже или поставки какого-либо востребованного дефицитного товара), имеющие высокую стабильность дохода и, тем не менее, предпочитая полностью уйти в тень;
— высококлассные программисты и разработчики, которые всегда востребованы;
— хакеры и разработчики ПО для этой деятельности;
— как ни странно это звучит — высококлассные геймеры, продающие прокачанные аккаунты и «виртуальные артефакты».
Тип III: «Полуформальные бедные» характеризуется «серым» присутствием в правом легальном поле и низким социально-экономическим статусом. Наглядные примеры:
— мелкие торговцы и представители точек питания (шаверма и подобные);
— люди, сдающие в аренду недвижимость;
— риэлтеры и посредники во всяческих сделках;
— заводчики породистых животных и т.п.
Вообще, эта категория самая большая по численности почти во всех государствах.
Тип IV: «Полуформальный состоятельный» статус прозрачности для государства такой же, как пунктом выше, но имеют высокий социально-экономический статус. В эту категорию попадают:
— известные личности, подрабатывающие инфлюенсерами (лидерами мнений), так как очень часто их услуги дорогих рекламистов оплачиваются «в тёмную» или бартером.
— высококлассные профессионалы (сделавшие себе репутацию и имя), занимающиеся прибыльной юридической (либо консалтинговой) практикой — некоторые их гонорары скрыты от любых взглядов налоговых органов, даже самых пристальных;
— бюрократы и чиновники, хотя их «практика» уже намного ближе лежит к плоскости уголовного права;
— профессура, писатели, изобретатели и учёные, в активе которых есть самые разнообразные полулегальные ухищрения ухода от полной уплаты налогов (но такие люди стараются частично делать налоговые отчисления).
В эти категории, естественно преднамеренно не вносятся откровенно криминальные виды деятельности. Но и без этого становится понятно, насколько широко желание людей утаить от государства часть (или полный объём) своего дохода. Причин этому масса. От больших ставок налога в развитых странах, до неверия об исполнении государственными органами социального договора (люди просто не понимают за что они должны делиться с государством, которое их не может обеспечить никакими благами и безопасностью существования).
Кроме того, существует динамическая перспектива перехода из одной категории в другую у примерно половины неформальных предпринимателей. Они делают это, увеличивая или уменьшая регулятивную легитимность — то есть соответствие закону — своей предпринимательской деятельности. Такое согласование помогает избежать санкций со стороны правоохранительных органов. Нормативная легитимность морально регулируется обязательными социальными ожиданиями, которые определяют, что уместно и желательно в определённом контексте (например, в отрасли, секторе, рынке). Это порождает чувство социальной обязанности соответствовать общественным нормам и кодексам поведения. Наконец, когнитивная легитимность культурно поддерживается конститутивной схемой и само собой разумеющимися культурными концепциями, которые можно интерпретировать как «коллективная идентичность». Она обеспечивает фреймы, воспринимаемые как установленные (и по своей сути правильные) способы ведения дел, ведущие к миметическому поведению, поскольку другие типы поведения немыслимы — а значит с индивидом просто не будут вести бизнес.
В некоторых случаях предприниматели принимают стратегические решения с точки зрения регулятивной легитимности. Например, они могут решить соблюдать растущее число законов и правил. Это будет основано на стратегической оценке преимуществ, которые может принести соблюдение требований, например, с точки зрения доступа к формальным формам капитала.
И наоборот, уже состоявшиеся легитимные предприниматели могут принимать противоположные решения, выходя из легального поля. Эти решения являются непреднамеренным следствием другого выбора или обстоятельств. Например, предприниматели могут сделать свою деятельность неформальной в результате своего решения действовать против несправедливых государственных систем, запрещающих деятельность на свободном рынке, или в результате их желания привлекать меньше внимания со стороны преступников. Таким образом, регулятивные, нормативные и когнитивные институциональные факторы могут вести предпринимателей по разным путям.
Неофициальные предприниматели с большей вероятностью реагируют на формализацию всякий раз, когда видят, что закон соблюдается быстро и чётко. Эти факторы могут состоять из специализированных мер политики, упрощающих требования к формализации или повышающих осведомлённость о налогообложении, регистрации бизнеса, трудовых правах и правах собственности. Если же законы не соблюдаются, процедуры глубоко бюрократизированы, система поражена коррупцией — то, наоборот, всё большее количество бизнесменов будет уходить в тень.