«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ» по просьбе Николая Сальникова, старосты прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери. В этой статье пойдет речь о необходимости покаянного плача.
Неизбежность внутренних и внешних скорбей для достижения спасения возвещается во многих местах св. Писания. Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божье – говорит ап. Павел (Деян.14:22). Христу пострадавшу за ны плотью, и вы в ту же мысль вооружитесь, – убеждает ап. Петр (1Пет.4:1): зане и Христос пострадал по нас нам оставил образ да последуем стопам Его (1Пет.2:21). Потому, аще – с Ним терпим, с Ним и воцаримся (2Тим.2:12), заключает ап. Павел; следовательно неминуемо, если не терпим, то и не воцаримся (Рим.8:17). Внутренние скорби и внешние гонения слово Божье поставляет отличительным признаком истинно-благочестивых христиан: все, хотящие благочестно жити о Христе Иuсусе, гоними будут (2Тим.3:12). С другой стороны, вечное горе возвещается тем, которые проводить настоящую жизнь в удовольствиях и утехах: горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25)! – угрожает Господь Иисус. Помяни, сказано будет в загробной жизни всякому сластолюбцу, яко восприял ecu благая твоя в животе, твоем: сего ради зде страждеши (Лк.16:25)! И напротив блажени плачущии: яко тии утешатся, – обещает Господь Иисус (Мф.5:4). Итак, не одним отшельникам из мира приличны плач и сетование, но и всем христианам, искренно ищущим царствия небесного.
1. Для возбуждения спасительного плача нужно употреблять те же средства, какие испытаны древними и новыми великими подвижниками христианства и указаны выше, именно: бдения, пост, усиленные труды, чтение Писания, терпение всяких обид, молчание, самоуглубление, особенно – представление смерти и вечных мучений и всегдашнее принуждение себя к плачу, то есть, частые воздыхания, скорби и сокрушения кающейся души во время уединенной молитвы. Все эти средства всякому доступны и удобно могут быть употребляемы если не везде и не во всякое время, то по крайней мере в домашней жизни и – особенно в ночное время, свободное от общественных занятий. Поэтому никто не может извинять себя в бесчувственности и ожесточенности своего сердца.
2. В мире еще чаще встречаются невольные скорби, нежели в отшельнической жизни. В мирской суете со всех сторон угрожают человеку несчастья: болезни и смерть родных, потеря богатства и довольства, бесчестия и обиды, – все это неминуемые бедствия; и – едва ли найдется человек, который бы в каждую минуту своей жизни не стонал под одним из поименованных, или подобных бедствий. Подвиг христианина не в том, чтобы хладнокровно, с бесчувственностью, встречал он подобные невольные страдания, но в том, чтобы с терпением и крепкою верою в промысел Божий переносил оные; а существенная заслуга – в том, чтобы принимал от карающей десницы всякие бедствия, как заслуженное наказание за свои грехи, и – умудрялся ими во спасение свое: всякое бо наказание, – говорит Апостол, в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды (Евр.12:11).
3. В мире тщеславятся бесчувственностью сердца, как бы всегдашним присутствием и величием духа. Но кто из благоразумных людей безутешную скорбь сироты, слезы отца или матери о потере дорогих детей, или что-либо подобное назовет малодушною слезливостью? Без всякого сомнения, плач украшается стыдливостью и уединением; но он не должен быть подавляем бездушными мирскими приличиями и каким-то бесчувственным, мнимым великодушием. Христианин и эти слезы чувствительности самой природы может и должен обращать в спасительный плач через молитвенное посвящение их Богу – Спасителю. Изливай свою безутешную скорбь души о потере дорогих тебе лиц, но изливай ее горячими слезами в молитвенных воззваниях к Богу – Утешителю; и – ты нечувствительно утвердишься в отрадной преданности премудрому и всеблагому промыслу Божьему, и скоро получишь облегчение и утешение в своей горести! В день скорби моея воззвах к Тебе, – исповедует Псалмопевец, – и Ты – услышал мя еси (Пс.85:7)!
4. Есть иного рода скорби, редко вызывающие слезы, но весьма часто подавляющие собою самый пламенный дух. Это – непредвидимые неудачи в житейских оборотах, несчастья и гонения по службе, неудобства и скудость содержания при самых усиленных трудах, а иногда-неблагодарность и преследования от злых людей за самые благонамеренные дела. Как принимать такие скорби, сопровождающие честный труд и самую бескорыстную добродетель? О! это – святые страдания, уготовляющие нетленный венец вечной жизни праведнику! Аще страждете правды ради, блажени есте (1Пет.3:14), говорит слово Божье, яко славы и Божий дух на вас почивает (1Пет.4:14). Радуйтеся и веселитеся, взывает таковым страдальцам Господь Иисус, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5:12)! Не забудем учения св. отцов, которые утверждают, что достоинство и заслуга всякой добродетели заключается не в благотворности последствий доброго дела, ни даже в святом услаждении совести, а единственно в величии той скорби, с какою совершается какая-либо добродетель (Рим.5:3–5).
5. Молитвенные слезы, по учению св. отцов, служат самым верным и очевидным для всякого признаком исправления жизни. «Начало доброго жития, – говорит преп. Ефрем, – слезы во время молитвы» (В сл. 7, стр. 120). То же утверждают преп. Симеон, Исаак Сирин и многие другие, как выше показано. Поэтому пусть никто не обольщает себя, и других не вводит в обман своим, как кажется ему, чистосердечными раскаянием, пусть не ожидает достойных плодов покаяния, пока не оросит оного молитвенными слезами!
6. В свете люди чаще всего страдают и погибают от самообольщения: ищут блаженство там, где его нет и не может быть, и – боятся страха, идеже не бы страх (Пс.13:5). Досужие поэты и романисты, погруженные в корыстные расчеты экономисты, купцы – миллионеры, богачи – миролюбцы, и мнимые философы – материалисты наполнили наш плачевный мир райскими призраками, и – большая часть одаренного разумом человечества, целую жизнь гоняется повсюду за этими призраками блаженства, которое с первых дней мира – навсегда улетело с земли на небо!.. Но – кто из нас, сколько-нибудь испытавши мирских наслаждений, не дознал собственным опытом, что в мире каждое наслаждение отравлено горечью? Поверим же Соломону, который испытал почти всевозможные удовольствия в мире, и – сознается, что все-суета и крушение духа! Где же та святая радость, то истинно-райское блаженство, которых повсюду с жаждою ищет наш бессмертный дух? К изумлению нашему, – в скорби, в страданиях, в непрестанном сокрушении сердца, в молитвенных слезах! Кто из миролюбцев может поверить этому? Но ужели недостойны веры мужи, их же не бы достоин весь мир (Евр.11:38). – Великие Василии, Антонии, Макарии, Златоусты, Ефремы, Исааки и – бесчисленный сонм святых подвижников христианства? Ужели не по собственному опыту говорит богодухновенный царь – Пророк: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс.93:19) и восхищенный до третьего небеса Апостол: радуюся во страданиях моих (Кол.1:24): яко же бо избыточествуют страдания Христова в нас, так Христом избыточествуюет и утешение наше (2Кор.1:5)?
Итак, кто хочет искать святой радости и блаженства на земле, тот ищи их в молитвенных слезах.
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру