О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни

554
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

О необходимости понуждения себя жить по заповедям Иисуса Христа будет идти речь в данной статье. По просьбе Николая Сальникова, редакция «ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ». Староста кировградского прихода во имя Владимирской Иконы Божией Матери привез эту книгу из одного афонского монастыря.

автополис
автополис

О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни (продолжение)

Сам Подвигоположник Господь сказал, что Царствие Небесное нудится нуждницы восхищают его (Мф.11:12). И еще сказано: внидите узкими враты яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть иже обретают его (Мф.7:13–14). Св. Макарий Великий рассуждает о сем так:

mebelux

В какой мере сбираешь ты ум свой к исканию Бога, в такой и еще большей мере, понуждается Он собственным своим благоутробием и благостью прийти к тебе и успокоить тебя. Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностью ли, не с нерадением ли? И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою и уготовит тебе победу, избавляя тебя от врагов твоих.

Господь как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, вещественных развлечений и забот, от земных уз и кружения суетных помыслов, подает таковым благодатную Свою помощь и непреткновенно соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке, с усилием устремляя мысль свою всегда к Господу, отрекаясь себя самого, взыскуя же единого Господа.

Потребны труд, рачительность, трезвенность, великая внимательность, быстрота и неотступность в прошениях ко Господу, дабы нам избавиться от пожелания чего-либо земного, избежать сетей и миражей удовольствий, и восстающих лукавых духов; и в точности узнать с какою трезвенностью и стремительностью веры и любви подвизались Святые. И если ныне с многим молением, прошением, с верою, молитвою, с отвращением от мира, не примем в себя оной небесной любви Духа, и естество наше, оскверненное пороком, не прилепится к любви, т. е. ко Господу, и не будет освящено оно любовью Духа, то не возможем улучить Небесное царство.

Очень немного таких, которые с добрым началом соединили добрый конец, непреткновенно дошли до цели, имеют единую любовь к единому Богу и от всего отрешились. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесною любовью, но не выдерживают встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и многообразных искушений от лукавого, по слабости и недеятельности, или по боязливости собственной своей воли, или по любви к чему-либо земному, остались в мире и погрязли в глубине его. Как обетования Божьи велики, неизглаголанны и неисповедимы; так потребны нам вера и надежда, и труды, и великие подвиги, и долговременное испытание; со Христом желаем мы царствовать бесконечные веки, ужели не решимся с усердием в продолжение краткого времени жизни сей до самой смерти терпеть борения, труды и искушения?

Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз н не дает ей воспрянуть и обращается это в испытание всему роду человеческому. Ибо с какою страстью не борется человек мужественно, не противится ей всеми мерами, а услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими. Кто имеет непрестанную надежду на Бога, зло как бы истончается и разжижается в нем.

Итак, потребна борьба против греха, живущего в нас, потребно усилие к исполнению заповедей Христовых, а без сего никто ни в чем благом не преуспеет. При этом находим уместным вспомнить, что когда св. Апостолы, помышляя о трудности спасения, вопросили Господа, кто же может спастись? Господь, ответствовал им: от человека невозможно, а от Бога все возможно.

Не менее сильно прогоняет разленение и возбуждает энергию и следующее видение, о котором рассказывал сам св. Антоний Великий. Молил я Бога, говорит он, показать мне, какой покров окружает и защищает монаха? И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов блюли его, как зеницу ока, ограждая мечами своими; Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху, и несмотря однако на то, дьявол одолевает его и он падает. – И пришел ко мне голос от милосердного Господа, и сказал: никого не может низложить дьявол; он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям. Я спросил: всякому ли монаху дается такой покров? – и мне было показано множество иноков, огражденных такою защитою. Тогда я воззвал: «блажен род человеческий, и особенно воинство иноков, что имеет Господа, столь милосердного и человеколюбивого. Будем же ревновать о спасении своем, и прогнав всякое нерадение, усердно нести труды наши, да сподобимся царствия небесного, благодатью Господа нашего Иисуса Христа».

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру

О церковных службах

О почитании Пресвятой Девы Богородицы

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram