О необходимости понуждения себя жить по заповедям Иисуса Христа будет идти речь в данной статье. По просьбе Николая Сальникова, редакция «ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ». Староста кировградского прихода во имя Владимирской Иконы Божией Матери привез эту книгу из одного афонского монастыря.
О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни (продолжение)
Сам Подвигоположник Господь сказал, что Царствие Небесное нудится нуждницы восхищают его (Мф.11:12). И еще сказано: внидите узкими враты яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть иже обретают его (Мф.7:13–14). Св. Макарий Великий рассуждает о сем так:
В какой мере сбираешь ты ум свой к исканию Бога, в такой и еще большей мере, понуждается Он собственным своим благоутробием и благостью прийти к тебе и успокоить тебя. Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностью ли, не с нерадением ли? И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою и уготовит тебе победу, избавляя тебя от врагов твоих.
Господь как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, вещественных развлечений и забот, от земных уз и кружения суетных помыслов, подает таковым благодатную Свою помощь и непреткновенно соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение свое в настоящем лукавом веке, с усилием устремляя мысль свою всегда к Господу, отрекаясь себя самого, взыскуя же единого Господа.
Потребны труд, рачительность, трезвенность, великая внимательность, быстрота и неотступность в прошениях ко Господу, дабы нам избавиться от пожелания чего-либо земного, избежать сетей и миражей удовольствий, и восстающих лукавых духов; и в точности узнать с какою трезвенностью и стремительностью веры и любви подвизались Святые. И если ныне с многим молением, прошением, с верою, молитвою, с отвращением от мира, не примем в себя оной небесной любви Духа, и естество наше, оскверненное пороком, не прилепится к любви, т. е. ко Господу, и не будет освящено оно любовью Духа, то не возможем улучить Небесное царство.
Очень немного таких, которые с добрым началом соединили добрый конец, непреткновенно дошли до цели, имеют единую любовь к единому Богу и от всего отрешились. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесною любовью, но не выдерживают встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и многообразных искушений от лукавого, по слабости и недеятельности, или по боязливости собственной своей воли, или по любви к чему-либо земному, остались в мире и погрязли в глубине его. Как обетования Божьи велики, неизглаголанны и неисповедимы; так потребны нам вера и надежда, и труды, и великие подвиги, и долговременное испытание; со Христом желаем мы царствовать бесконечные веки, ужели не решимся с усердием в продолжение краткого времени жизни сей до самой смерти терпеть борения, труды и искушения?
Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз н не дает ей воспрянуть и обращается это в испытание всему роду человеческому. Ибо с какою страстью не борется человек мужественно, не противится ей всеми мерами, а услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими. Кто имеет непрестанную надежду на Бога, зло как бы истончается и разжижается в нем.
Итак, потребна борьба против греха, живущего в нас, потребно усилие к исполнению заповедей Христовых, а без сего никто ни в чем благом не преуспеет. При этом находим уместным вспомнить, что когда св. Апостолы, помышляя о трудности спасения, вопросили Господа, кто же может спастись? Господь, ответствовал им: от человека невозможно, а от Бога все возможно.
Не менее сильно прогоняет разленение и возбуждает энергию и следующее видение, о котором рассказывал сам св. Антоний Великий. Молил я Бога, говорит он, показать мне, какой покров окружает и защищает монаха? И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов блюли его, как зеницу ока, ограждая мечами своими; Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху, и несмотря однако на то, дьявол одолевает его и он падает. – И пришел ко мне голос от милосердного Господа, и сказал: никого не может низложить дьявол; он не имеет более никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям. Я спросил: всякому ли монаху дается такой покров? – и мне было показано множество иноков, огражденных такою защитою. Тогда я воззвал: «блажен род человеческий, и особенно воинство иноков, что имеет Господа, столь милосердного и человеколюбивого. Будем же ревновать о спасении своем, и прогнав всякое нерадение, усердно нести труды наши, да сподобимся царствия небесного, благодатью Господа нашего Иисуса Христа».
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру