О памятовании смерти. Продолжение

502
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ТК» продолжает печатать отрывки из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству». Вот уже несколько статей посвящены теме «Памятование смерти». Очевидно, что она, действительно очень важна. Церковь предает этой теме особое значение.

автополис
автополис

Напомним, публикация отрывков из вышеупомянутой книги происходит по просьбе Николая Сальникова, старосты кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О памятовании смерти. Продолжение

mebelux

Мы ежедневно, можно сказать, предаем себя в объятия смерти и, к удивлению, не чувствуем её присутствия. «Сон есть образ смерти!» – говорили языческие мудрецы, а христианство учит, что сама смерть есть ничто иное, как успение. Будем же всегда отходить на сон с такими святыми чувствованиями, с какими нам не страшно было бы и умереть.

И всегда назидательно и спасительно памятовать смерть; но мы должны стараться на собственном опыте дознать, как спасительно это благодатное созерцание. Поэтому постараемся представлять смерть пред очами, преимущественно в то время, когда только начинает разгораться в нас какая-либо страсть: мы ощутим непременно, – как при виде и представлении грозной смерти – умолкает всякое буйство страстей, и – при созерцании геенского огня – охладевает всякий жар похоти…

«В мире случающееся неблагополучие, – поучает нас новоявленный чудотворец св. Тихон Задонский, – есть тень некая и образ будущего и вечного неблагополучия. Тяжко здесь вмененным быть между злодеями, к злым людям и бесчестным причислиться; но далеко тяжелее будет причтенным быть дьяволу и злым ангелом его, и с ними заедино вменяться вечно.

Тяжко здесь у мучителя некоего под властью быть, и от него поругание, посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжелее будет у сатаны – противника Божьего – быть во власти, и от него ругание, посмеяние и озлобление терпеть вечно.

Тяжко здесь биение, страдание, болезнь, огневицу, лихорадку, зубную боль и расслабление тела терпеть; но далеко тяжелее будет терпеть вечно жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, червь неусыпающий, и душой и телом в том страдать.

Тяжко здесь в темнице сидеть, лишиться света, и никакого не чувствовать утешения; но далеко тяжелее сидеть в адовой темнице и никогда света не видеть, и всего лишиться утешения вечно.

Тяжко здесь жажду терпеть и – желать, но не иметь прохлаждения; но тяжелее будет – вечно! Словом: тяжко есть всякое страдание временное, или на душе или на теле бываемое, всяк то знает, но – несравненно тяжелее – вечное, и ради величества, и ради продолжения, яко бесконечное, которое и душою и телом будут терпеть осужденные.

Временное страдание есть тень вечного страдания. Тень есть ничто – в сравнении с истиною, и временное страдание – ничто в сравнении с вечным! Познавай вечное страдание от временного, и берегись, да не впадешь в него. Ныне сходи умом в ад, да не потом душой и телом сойдешь! Как стерпишь огнь жгущий, но не сжигающий, – червь грызущий, но не поядающий, – скрежет зубов, – тьму кромешную, – скаредный вид демонов, плач и стенание, и рыдание, и – прочее злое как стерпишь?… Помышляй это, сравнивай временное страдание с вечным, и – проженется сим размышлением как бичом, суета от сердца твоего. (См. Творен. св. Тихона Воронеж., том 15, письмо 26).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру 

Как утвердить в себе памятование смерти, страшного суда и геенских мук

Искушения тем, которые стараются утвердить в уме своем памятование смерти

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram