«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ». Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, привез её из монастыря на горе АФОН.
О послушании
Преподобный Варсануфий Великий поучает о послушании: «отвергни волю свою от себя, и смиряйся во всю твою жизнь, и спасешься».
Знай, что нет благолепнейшего дела, как только то, которое бывает за послушание. Если хочешь спастись, стяжи смирение, послушание и повиновение вольное, и всегда помни, что нет никого, кто бы не требовал советника, кроме Бога, создавшего премудрость. Св. Ефрем Сирин говорить: «возлюбленный, из всех сил своих чти отца своего и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе», в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы.
Преподобный Авва Дорофей свидетельствует: «ты не можешь уразуметь воли Божьей, и вполне предаться ей, если веруешь самому себе и держишься своей воли; поэтому Преподобный Авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. О Бозе моем прейду стену, Бог мой, непорочен путь Его. Весьма досточудно сказано! Ибо тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Если ты пребываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, ибо оно обманчиво. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение.
И так научись вопрошать, научись не полагаться на самого себя, не верь тому, что говорить тебе помысел. Нельзя спастись иначе, как сим образом. Преподобный Лествичник говорит: смиренномудрый всегда отвращается своей воли, как заблуждающей, и с покорностью принимает наставления, не обращая внимания на жизнь учителей, но возложив попечение на Бога, который и чрез ослицу Валааму возвестил, что ему должно было делать. Кто хочет узнать волю Божью, тот должен умертвить свою волю. А о преслушниках говорит св. Лествичник; что лучше отогнать от монастыря преслушника, чем оставить его творить свою волю, так как отогнавший весьма часто располагал изгнанного к смирению, а кто под видом человеколюбия снисходит к самочинникам, тот доводит их до того, что они при кончине своей ужасно его проклинали.
Преподобный Григорий Синаит, превознося послушание говорит, что оно сидит одесную Бога Отца, он особенно резкими чертами описывает страсти противоположные послушанию. Преслушание по его объяснению – адские уста; прекословие – язык непокорного беса, острый как меч; самоугодие – изощренные его зубы; оправдание – его гортань, самомнение, низводящее во ад – дыхание всепожирающего его чрева. Поистине чудо неизреченное и непостижимое, восклицает св. Синаит, чтобы одною добродетелью, или точнее одною заповедью некосненно взойти на небеса, как и одним преслушанием снизошли мы и нисходим до ада.
Св. Василий Великий утверждает, что все делаемое без воли наставника есть татьба и святотатство, ведущее к смерти, а не к пользе. Преподобный Симеон новый Богослов увещевает: «Брат, если возгоралось твое сердце, и ты придешь в общежитие, или к духовному отцу, будь послушлив во всем твоему о Господе наставнику, имей веру к отцу твоему и зри на него, как на самого Христа, веруя, что в руках пастыря твоего и жизнь, и смерть твоя, никогда не прекословь ему, ибо прекословие – причина мысленной и вечной смерти. Помни, что, впадая в прекословие и теряя веру к духовному отцу твоему и учителю, еще при жизни ты окаянно низводишь себя в сеть и глубину адову и бываешь дом сатаны и всей его нечистой силы. Знай, что о прекословящих своему отцу радуются бесы, а смиряющимся удивляются Ангелы. Смиряющийся подобен Сыну Божьему, оказавшему послушание Свое к небесному Отцу, даже до смерти, смерти же крестной. Всякий помысел ежедневно открывай отцу твоему, и все глаголемое тебе от него прими как от уст Божьих с полною верою. Со слезами проси Бога о даровании тебе Отца духовного, получивши дар храни его и благодари Бога.
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру
Для чего нужна молитва? Почему не всегда человек получает то, о чем просит