Сегодня пойдет речь о хорошо знакомом нам чувстве — зависти. В книге «Маргаритъ», которую передал в редакцию Николай Сальников, эта тема затрагивается достаточно подробно. Именно по его просьбе «ТК» публикует отрывки из данной книги. Николай Семенович является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.
О зависти
О завистливых говорит св. Ефрем Сирин, что они соучастники дьявола, которым смерть вниде в мир. В ком зависть и соперничество, тот всем противник, ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой. Заслуживающих одобрение он уничижает, кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны, кто живет как должно, тех порицает, благоговейным гнушается, постящегося называет тщеславным, рачительного – любящим себя показать, скорого на услуги – человекоугодником, расторопного в делах – славолюбивым, прилежно занимающегося книгами, празднолюбцем и проч.
Завистливый никогда не радуется успеху другого, если видит он вознерадевшего о деле, то не восставит его, а скорее склонит на худшее, подвергшихся падению чернит пред всеми. Горе завистливому, сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью и силы его истощаются. Всем он несносен, всем он враг, всех ненавидит, пред всеми лицемерит, всем строит козни, ныне дружится с одним, а завтра с другим, и расположения ко всякому изменяются, подделывается к желанию каждого и чрез несколько времени всякого осуждает, чернит одного пред другим и желает всех поссорить.
Страшная отрава зависть и соперничество, от них родятся оклеветание, ненависть и пр. Лучше умереть, нежели поддаться зависти. Не допускай в себе страсть зависти, чтобы дьявол не поглотил тебя живого, но скорее исповедуйся и моли Бога, чтобы избавил тебя от таковой опасности.
Св. Василий Великий говорит: другой страсти более пагубной, чем зависть, не зарождается в душах человеческих – она лютейшее причиняет зло тому, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой живет (Твор. св. отц. 1846г, стр. 579). Св. Иоанн Златоуст говорит о завистливом, что он есть как бы общий враг человеческой природы. Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты человек завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес.
Кто живет благочестиво, тот ни к кому не почувствует зависти, ибо духовного богатства Христова для всех с преизбытком достаточно, и оно Божье, и на наше. Да не бываем убо тщеславны, друг другу завидяще (Гал.5:26).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру