Об искушениях в покаянии и средствах против них (продолжение)

804
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ТК» продолжает публиковать материалы об искушениях в покаянии и средствах против них. За основу берутся отрывки из книги «Маргаритъ», которую передал в редакцию Николай Семенович Сальников, староста кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.

автополис
автополис

Об искушениях в покаянии и средствах против них (продолжение)

«Боюсь, – взывал преп. Дорофей к Варсануфию Великому, – чтобы мне не привыкнуть, согрешая, только раскаиваться, а не исправляться, не пребыть во грехах и не умереть так» (Поучения преп аввы Дорофея, вопрос 17). Эта мнимая бесплодность покаяния, при непрестанном чаянии смерти, приводит нередко в ужас несчастного грешника, который, при всех усилиях со своей стороны, не видит исправления в своей жизни, и трепещет грозного смертного часа. – «Брат! не должно тебе отчаиваться», – отвечал великий старец. «Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань. Так и ты, видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с пророком: и рех, ныне начах (Пс.76:11) и проч… (Ответ 18, стр. 243) »Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык, и не овладеет им нерадение; но Бог вскоре приведет его в устроение усердных (делателей) и не возьмет души его дотоле, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна (Еф.4:13).

mebelux

Итак, не ослабевай, но доколе имеешь время, делай, и – поможет тебе Бог!» (Ответ 17, стр. 241). «Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, – говорить св. Лествичник, – не отступай, но стой мужественно, и ангел хранитель твой, без сомнения, уважит терпение твое» (В №30). «Кто искренно приходит к Богу, – уверяет преп. Симеон новый Богослов, – тем не попускает Он вовсе пасть; но, видя их немощь, содействует и помогает, свыше подавая им руку силы, и ведет их к себе. Содействует же Он явно и вместе неявно, ощутительно и неощутительно, пока напоследок, прошедши всю лествицу, они не приближаются к Нему и не соединятся с Ним там, и сами не зная, в теле ли, или вне тела, и обращаясь с Ним, и наслаждаясь неизреченными благами» (Гл. 94, стр. 25, см. Христ. чтен. 1828г, част.12 Симеона нового Богослова).

5. Души нерадивые обыкновенно успокаивают свою совесть ничем незаслуженною и потому ложною надеждою на человеколюбие Божье. «Скверный недуг сей, – говорил св. Лествичник, – ограждаясь Божьим человеколюбием, делается весьма приятным для сластолюбцев» (В №41)). Для освобождения от этого недуга, довольно убедиться в той несомненной истине, что Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, – милосерд к искренно кающимся и правосуден – к нераскаянным грешникам; и потому всем и каждому необходимо покаяние.

«Не верь тому, – предостерегает препод. Иоанн, – кто, по падении твоем, говорит тебе о легких проступках: лучше бы не делать тебе того – cие же ничего не значит» (В №32). «Нам, которые впали в ров беззаконий, невозможно быть извлеченными из оного, если не погрузимся в бездну смирения кающихся» (В №28). «Принеси от души покаяние, – говорить св. Ефрем Сирин, – и несколько слез урони на уязвляющий тебя грех, и – пагубная язва совершенно будет заживлена на членах твоих. Но если один обычай влечет тебя ко Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя» (Ст. 4, стр. 208).

Легкость покаяния ввергает нерадивых в другую крайность: они постоянно отлагают покаяние. Против этого обольщения св. отцы внушают страх внезапной смерти. «Не сокрыто ли от тебя, – говорит препод. Ефрем, – когда придет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о сем» (Ст. 4, стр. 207). При том, – замечает св. Лествичник: «пока язва еще нова и горяча, – легко она исцеляется; застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные язвы нелегко врачуются, и для заживления своего здесь требуют многих трудов, резаний, присыпаний и прижиганий. Многие язвы от времени делаются неисцелёнными: у Бога же вся возможна» (Мф.19:26) (№30).

Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее! «Для уврачевания глубоких ран, говорит св. Исидор Пелусиот, – потребны труды, посты, бдения, милостыни, молитвы и другие подобные добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту; но она не иначе достигает сего, как путем бесчисленных трудов, скорбей и мучений» (см. Христ. чтен. 1835г, часть 2, стр. 53).

Продолжение следует…

Искушения в подвиге покаяния и средства против них

О покаянии

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram