Об итогах работы Свердловского УФАС России за 1 полугодие 2024 года

333
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
  1. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В 1 полугодии 2024г.в адрес Свердловского УФАС России поступила271жалобав рамках Закона 44-ФЗ, что на 35% меньше, чемза аналогичный период 2023 г. (423 жалобы).

Это связано с тем, что с начала 2024 года служба не рассматривает жалобы от лиц, чьи права и законные интересы не могут быть нарушены действиями заказчиков в рамках 44-ФЗ (так называемые «профессиональные жалобщики»).В случаях, когда в извещении установлены специальные требования к участникам, служба проверяет их наличие у заявителя по жалобе. Если заявитель не обладает специальной правоспособностью и\или у него отсутствует соответствующий опыт, ему будетотказано в принятии жалобы для рассмотрения по существу.

Из поступивших жалоб рассмотрено 224, то есть требования к содержанию, срокам и подведомственности их подачи соблюдены у 83%заявителей.

 

Жалобы по 44-ФЗ

  Всего жалоб Обоснованные и частично обоснованные Необоснованные
Закупки для федеральных нужд 35 (16%*) 15 (43%**) 70 (83%**)
Закупки для нужд Свердловской области 75 (33%*) 22 (29%**) 156 (74%**)
Закупки для муниципальных нужд 111 (50%*) 49 (44%**) 242 (67%**)
ГОЗ 3 (1%*) 2 (66,7%) 3 (60%**)
Из них закупки в рамках нац. проектов 12 2  
Всего оставлено без рассмотрения, возвращено, отозвано, перенаправлено по подведомственности 47

*от общего числа рассмотренных жалоб  **от числа жалоб на соответствующем уровне

 

Нарушения выявлены в 38% процедур (от общего количества проверенных), что на 10% больше, чем в 1 полугодии 2023г.По результатам рассмотрения жалоб выдано 84 предписания, способствующих устранению выявленных нарушений, в то время как за 1 полугодие 2023г. было выдано 100 таких предписаний.

 

Внеплановые проверки по 44-ФЗ

Проведено185внеплановыхпроверок, по результатам которых выявлено88 нарушений(47,6%). Практически каждая вторая внеплановая проверка показала нарушения. По результатам проведения внеплановых провероквыдано 32предписания.

За аналогичный период 2023 г. было проведено 199проверки (снижение на 7%), и выявлено 89нарушений.

 

Внеплановые проверки за I полугодие 2023 и 2024 гг.

  Проведено проверок Выявлено нарушений
  1 пг 2023 г. 1 пг2024 г. изменение 1 пг 2023 г. 1 пг2024 г. изменение
Федеральные закупки 82 67 снижение

на 18%

38 28 снижение

на 26%

Региональные закупки 46 57 увеличение на 24% 25 31 увеличение

на 24%

Муниципальные закупки 39 29 снижение

на 26%

19 10 снижение

на 47%

ГОЗ 5 32 увеличение на 540% 0 19
Из них в рамках нац. проектов 27 0 7 0
Всего 199 185 снижение

на 7%

89 88 на том же уровне

Жалобы по 223-ФЗ

В Свердловское УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) поступило289 жалоб, что на 15% больше, чем в 1 полугодии 2023 год (251 жалоба), что может быть связано с тем, что в текущем году заказчиками размещается бо́льшееколичество процедур.

Из поступивших жалоб рассмотрено 196, нарушения выявлены в 38% случаев (75 жалоб признано обоснованными). В 1 полугодии 2023 г. к рассмотрению было принято 156 жалоб, из них 48% показали нарушения.

 

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Если исполнитель по контракту не может выполнить работы, то заказчик расторгает с ним контракт в одностороннем порядке и направляет сведения о таком исполнителе для включения в реестр недобросовестных поставщиком.Вместе с тем, антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении информации о поставщике в РНП, если поставщиком представлены документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, введением мер ограничительного характера.

Свердловским УФАС России в 1 полугодии 2024г.рассмотрено 363 заявления о включении сведений об участниках закупок в РНП, по итогам которых 114 лиц включены в Реестр (31%).При этом за 1 полугодие 2023 года было рассмотрено 409 заявлений и 127 лиц включены в РНП (31%).

 

Административные дела

В 1 полугодии 2024г. Управлением возбуждено 856 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии (за аналогичный период 2023 г. – 613). Увеличение на 40%.

Вынесено571постановление (за аналогичный период 2023 г.– 442). Увеличение на 29%.

Наибольшее число административных правонарушенийвыявлено в результате размещения информации в ЕИС с нарушением, неправомерного допуска или отклонения заявки, несвоевременной оплаты по контракту/договору.

 

  1. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции

Реклама

За первуюполовину 2024г.в Свердловское УФАС Россиипоступило370заявленийо нарушении законодательства о рекламе, из них по 69 заявлениям возбуждены дела.

На настоящий момент принято 60 решений, подтвердивших факт нарушения, выдано 3 предписания о прекращении распространения рекламы с нарушениями Закона о рекламе.

Наиболее частовыявлялись нарушения, связанные сраспространением рекламы без согласия абонента (звонки, смс-сообщения, эл. почта) – поступило 147 заявлений, 32 делавозбуждено (50% всех нарушений). При этом около30% приходится на смс, 40% на звонки и 30% на электронную почту.

 

С 17 апреляувеличены штрафы за распространение спам-рекламы и рекламы кредитов с нарушениями.

Компаниям, которые не получат согласие клиента на рекламу, грозит штраф до 1 млн руб, должностным лицам – до 100 тысруб, физ. лицам – до 20 тыс. руб.

За нарушение требований к рекламе кредитов компаниям грозит штраф от 600 тыс до 1 млн руб., должностным лицам – от 40 тыс. до 100 тыс. руб.

 

В 1 полугодии 2024г. Свердловское УФАС России рассмотрело18заявленийо рекламе без маркировки (отсутствие пометки «реклама» и указания на рекламодателя), на основании которых возбуждено 2 дела по признакам нарушения рекламного законодательства и принято 1 решение о наличии нарушения.

Возбуждено56дел об административных правонарушениях и вынесено 52 постановления. Сумма наложенных штрафов за нарушение законодательства о рекламе составила 1 млн 536 тысруб, в бюджет поступил 1 млн 368 тыс руб.

 

Значимые дела (практика). Реклама ЖК «Огни Исети». По итогам рассмотрения дела, которое было возбуждено по заявлению покупателяквартиры в ЖК «Огни Исети», признана недостоверной реклама о наличии в ЖК «собственной набережной», а также о планах застройщика ее благоустроить. Установлено, что набережные являются территориями общего пользования, а занятые ими земельные участки являются земельными участками общего пользования, которые не подлежат приватизации и не могут входить в состав общего имущества многоквартирного дома.

 

Реклама запрещенных услуг (занятие проституцией)

Всего за 1 полугодие 2024 г. в адрес Свердловского УФАС России поступило 5 заявлений, на основании которых возбуждено 1 дело о нарушении законодательства о рекламе. Предметом рассмотрения была реклама салонов: «Шоколад», «Граф», «Барон» (г. Нижний Тагил).

 

Недобросовестная конкуренция

За 1 половину 2024 г. в Свердловское УФАС России поступило 42 заявления о недобросовестной конкуренции.

В результате рассмотрения обращений возбуждено 1 дело по признакам нарушения статей 14.4 и 14.6 Закона о защите конкуренции по факту незаконного использования фирменного наименования юридического лица «Гортест Урал», а также незаконного использования в доменном имени сайта и в социальной сети обозначения «gortestural», сходного до степени смешения с товарным знаком «Гортестурал».

Бо́льшая часть жалобсвязана с нарушением установленного ст. 14.4 Закона о защите конкуренции запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг(15 заявлений), и установленного ст. 14.8 Закона о защите конкуренции запрета на иные формы недобросовестной конкуренции (14 заявлений).

Наибольшее число заявлений касаются сфер ЖКХ, общественного питания и промышленности.

 

  1. Контроль органов власти
1 пг2023 г. 1пг 2024г. Изменение
Количество поступивших заявлений о нарушении антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления и иными органами (организациями), осуществляющими их функции, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (статьи 15, 16, 17.1 Закона о защите конкуренции, ст. 15 Закона о торговой деятельности) 30 48 увеличение

на 60%

Количество жалоб на нарушение процедуры обязательных торгов в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 69 74 увеличение на 7%
Количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции 8 11 увеличение на 37,5%
Количество обращений уполномоченных органов о внесении сведений в Реестр недобросовестных участников аукционов 4 17 увеличение более, чем в 3 раза
Количество дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности 6 7 увеличение

на 16%

Количество выданных предупреждений 6 6

 

За 1 половину 2024 г. в СвердловскоеУФАС России поступило 74 жалобы на нарушение процедур обязательных торгов (на 49 меньше, чем за аналогичный период 2023 г.), из них 13 (18%)признаны обоснованными.

В 1 полугодии 2024 г. в Свердловское УФАС также поступило 48 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов власти, что больше на 60%, чем в 1 полугодии 2023 г. (30 заявлений).

Органам власти выдано6 предупреждений.Возбуждено5 дел о нарушении Закона о защите конкуренции и Закона о торговой деятельности.Принято 7 решений о нарушении. Вынесено 28 постановлений на общую сумму170 тыс рублей.

Наибольшее число нарушенийвыявляется на в сфере управления недвижимым имуществом и услуг по ремонту общего имущества, входящего в комплекс услуг по договору управления многоквартирными домами.

 

4.Контроль монополистической деятельности

 

4.1. Отдел ограничения монополистической деятельности

 

В 2024 году Свердловское УФАС России выявило37 нарушенийпорядка подключения к газораспределительным сетям, из них 26в рамках программы бесплатной догазификации. За это газораспределительные компании оштрафованы на 12 млн рублей.

За 1 половину 2024 г.выявлено 95 нарушенийпри подключении к электрическим сетям, в результате сетевые организации оштрафованы на 32,5 млн рублей.

Нарушение сроков присоединения ущемляет права потребителей на своевременное подключение к сетям, поэтому в целях защиты и восстановления прав гражданина, Свердловское УФАС России вноситкомпаниям представления. Всего в 1 полугодии 2024 г.внесено23 представления об устранении нарушений прав заявителей путем их подключения к инженерно-техническим сетям.

 

В первой половине 2024 г. после вмешательства Свердловского УФАС России 132 потребителя были подключены к сетям газоснабжения и к электрическим сетям.

 

Признаки злоупотребления доминирующим положениембыли усмотрены в сфере услуг технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (4), водоснабжения и водоотведения (3), услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (1).

По признакам нарушений выдано 8 предупреждений, все из которых исполнены.

Например, 4 предупреждения выдано по факту несоответствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО)в МКД типовой форме, которая утверждена приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр. Газораспределительные организации навязывали управляющим компаниям невыгодные условия договора. Все предупреждения исполнены, договоры приведены в соответствие с типовой формой.

Административные дела

Возбуждено 162административных дела, что меньше на 15%, чем в 1 полугодии 2023 г. (тогда было возбуждено 192 дела). За 1 половину 2024г. вынесено132 постановления(на общую сумму 44,4 млн руб.), в то время как в аналогичном периоде 2023г. их число составляло 175. Снижение на 25%.

 

4.2. Отдел по борьбе с картелями

 

В 1 полугодии 2024 г. поступило 97заявлений/материалов с указанием на возможные факты достижения антиконкурентных соглашений, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2023г., когда поступило 89 заявлений.

С начала года Свердловское УФАС России возбудило 2 дела об антиконкурентных соглашениях. При этом за аналогичный период 2023 г. было возбуждено 3дела. Снижение на 33%.

Принято 4 решения о нарушении антимонопольного законодательства:

2решения о сговоре на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции);

1 решение о реализации антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции);

1 решение об установлении признаков ограничения конкуренции при проведении торгов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Количество принятых решений увеличилось в 2 раза по сравнению с 1 полугодием 2023 г., когдауправлением было принято 2 решения о нарушении антимонопольного законодательства.

Лидерами по количеству ограничивающих конкуренцию соглашений остаются отрасли дорожного хозяйства, ремонта и строительства.

В отношении участников антиконкурентных соглашений вынесено 5 постановлений на общую сумму 6 млн руб..При этом в 1 полугодии 2023г. было вынесено12 постановлений (снижение на 58%).

Значимые дела (практика)

Картель на торгах по капитальному ремонту, поставке нефти Установлен факт заключения соглашений (картелей)* между хозяйствующими субъектами-конкурентами**, направленных на поддержание цен в 7 электронных аукционах, проводимых с целью заключения контрактов по капитальному ремонту административных зданий, объектов пожарнойохраны, поставки нефти в Тюменской области. Общая сумма заключенных контрактов составила 340,5 млн. руб.

* п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции

**ООО «Интелроса», ООО «АЭП», ООО «Ремистр», АО ИНЦ «ТЭМП», ООО «Крафт»

Картель на торгах на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа Арбитражный суд Уральского округа (А60-15714/2023) признал законным решение Свердловского УФАС России о картеле в государственном оборонном заказе.

Компании(ООО «Актив+», ООО «Уралторгсервис» и ООО «ТК «Тоболтранс») заключили соглашение с целью поддержания цен на торгах на поставку продуктов питания в рамках государственного оборонного заказа для нужд учреждений на территории Северо-Кавказского, Южного федеральных округов, Курганской и Новосибирской областей.

Согласованные действия позволили заключать договоры либо без снижения цен, либо с несущественным снижением.

За заключение соглашений наложены оборотные штрафы в размере 16,6 млн. руб.Материалы дела направлены в органы внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела.

Соглашение по организации питания пациентов больницы Арбитражный суд Свердловской области (А60-66853/2023) подтвердил факт антиконкурентного соглашения между Центральной городской больницей № 20 и ООО «Престиж» при заключении договоров по оказанию услуг по организации питания пациентов.

Вместо проведения конкурентных закупочных процедур в порядке, предусмотренном 44-ФЗ, лечебное учреждение провело последовательно двое торгов по аренде помещений, заключив договоры с единственным участником ООО «Престиж», впоследствии дополнительными соглашениями к которым оформлялись отношения по организации питания.

Сумма дохода, полученного в результате соглашения, составила более 100 млн. руб.

Картель на торгах по уборке помещений Арбитражный суд Свердловской области (А60-19260/2024) поддержал решение Свердловского УФАС по картелю на торгах по уборке помещений на 21 млн. руб.

ООО «Уралбизнеспроект», ООО «Орион» и самозанятые предприниматели заключили соглашение с целью поддержания цен на торгах на право оказания услуг по уборке помещений и прилегающей территории государственных учреждений и организаций, расположенных в Тюменской, Томской, Белгородской и Московской областях.

Размер начальных (максимальных) цен договоров составил 21 млн руб.Согласованные действия позволили ООО «Уралбизнеспроект» заключить договоры с несущественным снижением цены (в среднем снижение цены составило 6%), но при самостоятельном участии компании в иных торгах снижение цены составляло в среднем 27%.  Сумма дохода, полученного в результате соглашения, составила 18 млн. руб.

Общие сведения по Управлению

Штрафы

За 1 полугодие 2024г.Свердловским УФАС России начислено штрафов на общую сумму 66,8 млн рублей, оплачено по постановлениям Свердловского УФАС России 53,3млн рублей.

 

Контроль за социальной догазификацией

Программа догазификации позволяет бесплатно подвести газ до границы своего земельного участка, на котором расположено домовладение гражданина. Важное условие – в соответствующем населенном пункте уже должны быть проложены и функционировать газораспределительные сети.

Ранее программа ограничивалась 2022 годом.С 1 марта 2023 года программа социальной догазификации стала бессрочной и распространяется на медицинские и образовательные организации (детские сады, школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики и врачебные амбулатории, расположенные в газифицированных населённых пунктах). Таким учреждениям больше не придётся платить за мероприятия по строительству газопровода до границ земельных участков, на которых они расположены, а также за само подключение зданий к газораспределительным сетям. Условие о наличии проложенных и функционирующих газовых сетей сохраняется (изм. внесены постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 № 2187).

Стоит отметить, что у граждан есть возможность подать заявку и заключить договор на социальную догазификацию через личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

 

В 2024 году в Свердловское УФАС России поступило 44 обращения, которые связаны с возможным нарушением процедуры социальной газификации. По результатам их рассмотрения вынесено 26 постановлений на общую сумму 8,1 млн рублей.

Всего с начала действия программы догазификации Управлением рассмотрено 195 обращений, связанных с возможным нарушением процедуры социальной газификации, подтверждено 88 нарушений.

В настоящее время в Свердловской области заключено 68 275 (шестьдесят восемь тысяч двести семьдесят пять) договоров на социальную догазификацию, из них значатся неисполненными 580(пятьсот восемьдесят) договоров, то есть 0,85% от общего числа заключенных.

 

Расширение программы социальной газификации на садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)

С 17 апреля 2024 годапрограмма социальной газификации расширена на садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ). Если домовладение находится на территории садоводства и оно расположено в газифицированном населенном пункте или региональной программой газификации предусмотрено строительство газораспределительных сетей до его границ, то сети газораспределения до границ земельных участков проведут бесплатно.На домовладение и земельный участок должны быть оформлены правоустанавливающие документы.

 

Как подать заявку на догазификацию СНТ.

1) Начать догазификацию СНТ нужно с собрания собственников, на котором принимается решение о ее проведении.

2) Затем в газораспределительную организацию подается заявка от собственника участка либо от представителя СНТ. К ней нужно приложить протокол общего собрания, а также комплект обязательных документов:

— паспорт;

— ИНН;

— СНИЛС;

— правоустанавливающие документы на дом и участок;

— ситуационный план;

— расчет максимального часового расхода газа (не прикладывается, если планируемый МЧРГ не более 7 куб. метров);

 

Подать заявление можно через портал Единого оператора газификации, в местной газораспределительной организации, в МФЦ «Мои документы» и на портале «Госуслуги».

В случае подачи заявки от имени СНТ как юридического лица необходима топографическая карта СНТ в масштабе 1:500 – подробный план с нанесенными на него особенностями рельефа, наземными и подземными коммуникациями.

3) После одобрения заявки вы получите проект договора о подключении с приложенными техническими условиями. Согласно этим документам будет вестись строительство газопровода до границ участка, а также будут определены требования к созданию сети газопотребления внутри его границ.

Как делятся затраты на газификацию между владельцами участков. Строительство газораспределительной сети до территории садоводства и внутри нее по программе догазификации бесплатно. Работы по газификации дома и покупку газоиспользующего оборудования потребители оплачивают самостоятельно.

 

 

Реформа унитарных предприятий

Большинство государственных и муниципальных предприятий, созданных до 8 января 2020 года и работающих на конкурентных товарных рынках, необходимо ликвидировать или реорганизовать до 1 января 2025 года. Исключением являются предприятия, действующие на социально значимых рынках.

ФАС России осуществляет методическую поддержку реформы, а также антимонопольный контроль за созданием унитарных предприятий. Кроме того, служба проводит ежемесячный мониторинг хода реализации планов-графиков реорганизации таких предприятий в регионах страны.

Так, в Свердловской области за период с ноября 2023 года по июнь 2024 года в рамках реформы исполнены мероприятия:

— по ликвидации унитарных предприятий на 86% (ликвидировано 75 из 87 предприятий);

— по преобразованию в общество на 89% (преобразовано 189 из 267 предприятий);

— по преобразованию в учреждение на 99% (преобразовано 78 из 79 предприятий);

— по исключению из ЕГРЮЛ на 77% (исключено 10 из 13 предприятий).

В общем в Свердловской области реализовано87% мероприятий.

 

 

Общественный совет

В 2024 году проведено 3 заседания Общественного совета при Свердловском УФАС России (из них 2 в очном формате, 1 – онлайн).

  1. Первое заседание состоялось 29 марта. На нем были рассмотрены итоги работы антимонопольного органа во всех сферах контроля в 2023 году, а также членам совета представлен доклад о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управлении – антимонопольном комплаенсе за 2023 год.
  2. На втором заседании, состоявшемся 19 июня, Общественный совет при Свердловском УФАС России обсудил вопросы нестационарной торговли и размещения наружной рекламы. Заседание состоялось совместно с заседанием Экспертного консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Свердловском УФАС России.
  3. С целью обмена опытом, поиска форм сотрудничества и взаимодействия Общественные советы при Свердловском, Челябинском и Курганском УФАС России провели совместное онлайн-заседание 27.06.2024.

 

 

 

 

Анализы рынка

 

В данный момент Свердловское УФАС России изучает состояние конкуренции на рынках розничной и мелкооптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Свердловской области в 2023 году.

Ранее, по поручению ФАС России, были проведены анализы рынков:

— оказания услуг информационного взаимодействия между водителями такси и пассажирами (рынок агрегаторов такси) в период с IIкв. 2019 г. по IVкв. 2023 г.;

— услуг теплоснабжения в 2023 году;

-розничного рынка электрической энергии (мощности) в 2023 году.

 

 

Шестой антимонопольный пакет

 

Отмена «антимонопольных иммунитетов» в сфере интеллектуальной собственности может войти в разрабатываемый ФАС России «Шестой антимонопольный пакет».

«Антимонопольные иммунитеты» в сфере интеллектуальной собственности ранее не были предусмотрены антимонопольным законодательством. Соответствующие изменения вносились в Закон о защите конкуренции начиная с 2006 года. Сначала в статью 10 была внесена норма, блокирующая применение запрета на антиконкурентные действия со стороны монополистов в этой сфере. Затем аналогичную норму внесли в статью 11 применительно к антиконкурентным соглашениям.

Вместе с тем, в условиях трансформации рынков и способов ведения бизнеса, а также в связи с высоким ростом объема интеллектуальной собственности в производстве с учетом действия таких «антимонопольных иммунитетов» все чаще возникает ряд проблем. Ограничение конкуренции со стороны правообладателей путем злоупотребления своими исключительными правами приводит к незащищенности интересов потребителей и несет в себе риски монополизации цифровых товарных рынков.

*Речь идет о ситуациях, когда отечественные компании столкнулись с действиями российских разработчиков программного обеспечения по завышению цен на программные продукты после ухода с рынка иностранных разработчиков.

В этой ситуации могли бы быть приняты меры антимонопольного регулирования, но сейчас положениями Закона о защите конкуренции установлено, что запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положениемне распространяется на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Речь идет о контроле и возможности активно пресекать злоупотребления в том случае, если компания занимает доминирующее положение.

 

ФАС утвердила механизм детализации расходов предприятий ЖКХ и прозрачности расчетов за коммунальные ресурсы

Минюст России зарегистрировал приказ службы о методических указаниях по расчету тарифов на тепло-, водоснабжение и водоотведение. Вступает в силу с 1 марта 2025 г.

Принятые изменения коснутся всех регулируемых организаций.

Документ подразумевает, что в случаях, когда компании получают экономию средств за счет внедрения цифровых решений, например, установление «умных» счетчиков, то организации ЖКХ будут перенаправлять её на обновление инфраструктуры. Ранее региональные тарифные органы могли исключать полученную экономию из необходимой валовой выручки.

Кроме того, цифровизация процессов позволит в некоторых ситуациях экономить гражданам на оплате коммунальных услуг.

Например, когда не установлены приборы учета или потребитель не передает показания в управляющую компанию, то плата начисляется по нормативу.

При установлении счетчиков, в том числе и «умных», информация автоматически передается в сроки. Это приводит к корректному измерению объемов потребления коммунальных ресурсов, а потребитель оплачивает именно то количество, которое использовал.

Это позволит обеспечить прозрачность расчетов, нивелировать потери, а также выявлять факты незаконного начисления платы за непоставленные воду или тепло.

Таким образом, потребители могут ожидать более справедливую плату за услуги ЖКХ, которые основаны на реальных затратах, и улучшенные решения для автоматизации различных процессов при взаимодействии с ресурсоснабжающими и управляющими компаниями.

 

9 марта исполнилось 20 лет с момента основания ФАС России. За прошедшие годы служба участвовала в ключевых экономических преобразованиях страны, инициировала ряд важных законодательных изменений:

—  Отмена внутрисетевого и национального роуминга в Российской Федерации

Внутрисетевой роуминг был отменен операторами «большой четверки» в ходе исполнения предупреждений ФАС России и рассмотрения антимонопольных дел по факту установления различных тарифов в домашнем регионе и в поездках по территории страны.

С 1 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон, который распространил эти положения на всех операторов сотовой связи, а также ввел требование о бесплатных входящих голосовых соединениях в национальном роуминге.

 

— Прекращение взимания платы операторами сотовой связи за раздачу Интернета (тетеринг)

В 2023 году операторам сотовой связи ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ООО «Т2 Мобайл» были выданы предупреждения о прекращении взимания с абонентов платы за раздачу интернета с собственных абонентских устройств.

 

— Внедрение социальной модели газификации

Программа догазификации позволяет бесплатно подвести газ до границы своего земельного участка, на котором расположено домовладение гражданина.

К газу были подключены 900 740 домов или почти 1 млн семей (по состоянию на 20.02.2024). В Свердловской области подключено 41,7 тыс. домов (по состоянию на 15.06.2024).

 

— Легализация параллельного импорта

Параллельный импорт – это ввоз зарубежных оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Он называется параллельным, потому что официальные продажи через дистрибьюторов идут вместе с продажами самостоятельных импортёров.

Этот механизм важен для конкурентной среды, поскольку способствует снижению рыночной власти правообладателя, насыщению рынка, снижению или сдерживанию цен, созданию новых рабочих мест и появлению новых возможностей для малого и среднего бизнеса.

 

— Развитие саморегулирования и культуры добросовестного предпринимательства

Законодательно закреплен инструмент профилактики нарушений – антимонопольный комплаенс. Его внедрение и следование его требованиям позволяют компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства.

Добровольные обязательства по соблюдению добросовестных практик взяли на себя производители потребительских товаров, маркетплейсы, торговые сети, фармкомпании и ИТ-компании. Так, например, ранее торговые сети и поставщики потребительских товаров подписали разработанный при участии ФАС России Кодекс добросовестных практик взаимоотношений.

 

— Реализация мероприятий Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации

Эти мероприятия направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.

В рамках их реализации приняты 1376 мер поддержки для малого и среднего бизнеса, в том числе субсидирование, льготное налогообложение, снижение административной нагрузки.

 

— Защита граждан от неограниченного и необоснованного роста платы за услуги ЖКХ

Изменение платы за коммунальные услуги ограничено «предельными индексами».

Внедрен механизм конкурентного порядка отбора управляющих компаний. Модель аукциона позволяет снижать цену при сохранении обязательного перечня работ.

Из тарифов на коммунальные услуги исключены банковские комиссии на оплату услуг ЖКХ гражданами.

 

— Отменен «банковский роуминг»

ФАС России разработала закон об отмене комиссии за межрегиональные денежные переводы между счетами граждан в одном банке. Это способствовало защите интересов граждан от межрегиональной дискриминации.

 

Создание современной системы государственных закупок

В рамках этой системы все госзаказы доступны в сети Интернет на zakupki.gov.ru, что позволяет отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта.

 

— Реформирование системы ценового регулирования на жизненно важные лекарства

В 2019-2020 гг. проходила обязательная перерегистрация цен на лекарства из перечня. Служба проанализировала 14 000 цен, из них снижены более 7 000 цен в среднем на 35%. Экономия составила более 35 млрд рублей в год.В 2023 году снижены цены на 252 лекарственных препарата из перечня ЖНВЛП (всего он включает 815 препаратов).