«ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». В ней затрагиваются очень серьезные и важные темы для каждого христианина. Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери, привез эту книгу из Греции. Ему её благословили в одном из Афонских монастырей.
От чего рождается и чем поддерживается памятование смерти
«Боязнь смерти, – говорит св. Лествичник, – есть свойство, полученное естеством нашим вследствие преслушания, а трепет смертный есть признак неочищенных покаянием грехопадений. И Христос обнаруживает в себе (Мф.26:37) боязнь смерти, но не трепещет оной, чтобы ясно показать в себе свойство двух естеств» (Слов. 6, №3). Поэтому весь нравственный подвиг наш должен состоять в том, чтобы постоянно устремлять внимание на страшную мысль о смерти, мысль, которая можно сказать, – ежедневно и против нашей воли напоминает нам о себе. Мы должны употреблять всевозможные средства не к тому, чтобы удалить от себя эту неприятную мысль, но, чтобы удержать ее, свыкнуться с нею, или лучше всецело проникнуться ею. Для этого св. отцы советуют употреблять следующие средства:
1. «Памятование смерти, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – в живущих вкупе порождает труды и размышления, более же – сладость бесчестия: а в удалившихся от всякой молвы – отложение забот, непрестанную молитву и хранение ума. Но эти же самые добродетели и рождают памятование смерти, и рождаются от него» (Слов. 6, №4).
Еще подробнее, но тоже в общих чертах, изображает он занятие ума, утверждающего в себе мысль о смерти: «Много деланий деятельному уму; разумею же – помышление о любви к Богу, о памятовании смерти, о памятовании Бога, о памятовании царства, о ревности святых мучеников, о памятовании вездеприсутствия Божия, по слову сказавшего: предзрех Господа (Пс.15:8), о памятовании святых и умных Сил, о памятовании своего исхода, предстоящей встречи, мучения н вечного осуждения. Так начали мы с высокого, и заключили тем, что делает безопасным от падения» (Слов. 6, №15).
2. Действительнейшими средствами к поддержанию мысли о смерти отцы Церкви признают строгое уединение, пост и молитву.
«Благодать сия – говорить преп. Исаак, – возрастает в отшельнической и уединенной храмине. Её то будем испрашивать в молитвах, ради неё будем совершать долгие бдения, и со слезами станем умолять Господа, чтобы подал благодать сию, как ни с чем несравнимую!» (Слов. 68, стр. 502).
«Но бесчувственность сердца, – замечает св. Лествичник, – ослепляет ум, а множество яств иссушают источники слез. Жажда и бдение производит скорбь в сердце, из скорбящего же сердца истекают воды (Слов. 6, №13).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру
В чем состоит подвиг памятования смерти
О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений