В последние годы на территории Невьянского района в несколько раз увеличился травматизм пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях, зачастую виновникам дорожно-транспортных происшествий в которых причиняется вред здоровью той или ной тяжести, являются не водители транспортных средств, нарушившие Правила дорожного движения, а сами пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте.
В 90 % случаях пешеходы, попавшие в дорожно-транспортное происшествие находятся в нетрезвом состоянии и неправильно оценивают дорожную ситуацию. Если пешеход нарушает Правила дорожного движения в черте населенного пункта, где разрешенная скорость движения транспортных средств не более 60 км/час, и у водителя намного больше вероятности того, что при обнаружении пешехода на проезжей части дороги он успеет остановить автомобиль путем экстренного торможения до линии нахождения пешехода, то при аналогичной ситуации вне населенного пункта шансов выжить у пешехода почти нет, поскольку скорость движения транспортных средств вне населенных пунктов значительно больше. При этом следует учитывать ограниченную видимость в направлении движения транспортного средства в свете фар в темное время суток, а так же фактор внезапности, когда водитель не предполагает встретить на проезжей части пешехода в связи с удаленностью от населенного пункта. Кроме то, транспортное средство, в частности автомобиль, невозможно остановить на короткой дистанции: например, при скорости 90 км/час остановочный путь автомобиля (с момента обнаружения водителем опасности для движения в виде пешехода до полной остановки автомобиля) составляет в среднем около 100 метров, в среднем ближний свет фар автомобиля освещает дорогу около 40-50 метров, дальний около 80 метров, из чего можно сделать вывод о том, что водитель не сможет остановить автомобиль в момент обнаружения пешехода в свете фар. Поэтому, зачастую наезды на пешеходов вне населенных пунктов заканчиваются трагически.
Следует обратить внимание и на пешеходов, которые соблюдая Правила дорожного движения, переходя проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам, должны предполагать, что водитель, управляющий транспортным средством, допуская наезд на пешехода на пешеходном переходе, привлекается к ответственности, но и сами пешеходы должны задуматься о пагубных последствиях, которые могут наступить в случае дорожно-транспортного происшествия.
Зачастую пешеходы, подходя к пешеходному переходу, не убедившись в отсутствии транспортных средств, начинают переходить проезжую часть, хотя согласно п.4.5 Правил дорожного движения (Глава 4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ), на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходам необходимо выходить на проезжую часть после того, как ими будет оценено расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, и они должны убедиться, что переход для них безопасен.
Переходить проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе следует только по дорожной разметке «зебре» и только между установленными знаками «пешеходный переход». Зачастую пешеходы переходят проезжую часть рядом с пешеходным переходом, буквально в нескольких метрах от перехода, считая, что они переходят проезжую часть в соответствии с Правилам, хотя это совсем не так и в данной ситуации, в случае наезда на них транспорта виноват будет пешеход, а не водитель. Таких мест перехода проезжей части много. Одним из ярких примеров может стать пешеходный переход через ул. Максима Горького в г. Невьянске у пересечения с ул. Малышева, где большая часть пешеходов переходит проезжую часть дороги по ширине всей проезжей части ул. Малышева до знака «пешеходный переход», а так же с другой стороны от пешеходного перехода от продуктового магазина, переходя проезжую часть не только вне пешеходного перехода, но и в нарушение ПДД по диагонали к проезжей части.
Все вышеперечисленные доводы должны заставить пешеходов задуматься о личной безопасности, а также о том, что необходимо уважать других участников дорожного движения.
Следственный отдел
МО МВД России «Невьянский»