Плоды памятования смерти — ещё один отрывок из книги «Маргаритъ». Несколько лет назад монахи одного из Афонских монастырей передали её Николаю Сальникову, старосте кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Плоды памятования смерти. Продолжение
Преподобный Иоанн Провидец объясняет одному брату, как от невольного страха угрожающей смерти, рождается произвольная память о смерти, и от добра по принуждению рождается свободное добро, которое наконец совершенно избавляет человека от смерти, т. е. от опасности впасть в смертный грех и быть осужденными на вечную смерть. «Если человек делает добро по страху смерти, то это вынужденное добро нельзя равнять с тем, которое бывает по свободной воле человека; однако и такой человек все лучше того, который ничего не делает. Хорошо человеку помнить смерть, чтобы навыкнуть знать, что он смертен, а смертный – не вечен, невечный же и поневоле оставить век сей. Через непрестанную память о смерти, человек навыкает и произвольно делать добро. А вольное добро совершенно избавляет душу от смерти (См. Руковод. к духовной жизни, в отв. 646,647)». Это потому, как объясняет преп. Максим Исповедник, что – «спасительная печаль неизбежно истребляет страсти и порождает добродетели; потому что того, кто укоренил ее в глубине сердца своего, никак не могут ранить стрелы дьявола; тот, кто душою печется о ней, не боится многообразных нападений демонских. Препоясавший ею ум свой не лишается божественных помыслов; обрекший ей себя знает уставы благочестивой жизни. Она есть произведение Св. Духа, Который насаждает ее в сердцах достойных. Она одна есть виновница той радости, которой мы будем причастны в царствии небесном, потому что она есть божественное семя, зрелым плодом коего есть наслаждение вечными благами (Христ. чтен. 1846 г., ч. 3, стр. 388)».
В высшем своем развитии, – памятование смерти оказывает непреоборимую силу и ничем неотразимое влияние на душу, как сознавались утвердившие в себе мысль о смерти. «Удивительно! – говорил святому Иоанну Лествичнику один подвижник, – когда я намеревался удалить от себя мысль о смерти никак не мог сего сделать»! А блаженный Исихий, умирая, сказал отцам: «Кто приобрел памятование смерти, тот никогда не может согрешить (Слово 6, №18)». Посему-то последним совершеннейшим плодом сего святого делания, преп. Иоанн Лествичник поставляет нерастленную непорочность души, – отраднейшую безопасность от грехопадений. «Как некоторые определяют – говорит он, – что бездна есть нечто не имеющее предала, потому что сим именем называется бездонное место; так мыслью о смерти приобретаются нерастленная непорочность и нерастлеваемое делание (Слово 6, №10). «Кто утвердил в уме своем память о смерти, – заключает св. Лествичник, – тот уже не согрешит: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)»! А св. Симеон, новый Богослов, основываясь на собственном опыте, обещает еще здесь – на земле страждущему от страха вечных мук неизреченное благодатное утешение. «Кто не захочет избежать болезни, рождающейся от страха вечных мук, и не отскочит от неё, но произволением сердца предастся ей и возложит на себя её узы; – тот – сообразно с мерою своей скорби – начинает скорее шествовать по пути к небу, и – она представит его Царю царствующих. После сего, лишь только воззрит он, хоть неясно, – на славу Божью, – тотчас спадут с него узы, и мучительный страх далеко убежит от него, и печаль в его сердце превратится в радость, и (в сердце его) – откроется источник, – который наружно будет источать непрестанно ручьями слезы, а внутренне – в душе тишину, кротость и неизъяснимую сладость, также мужество и готовность – свободно и безостановочно повиноваться всякой заповеди Божьей… Сие для начинающих невозможно, для дошедших до средины – свойственно, а для совершенных – источник сей делается светом от которого сердце вдруг переменяется и перерождается (Христ. чтен. 1823 г., ч. 12, стр. 36)».
Таковы плоды памятования смерти! Посему-то и современные нам подвижники христианства, советуют и убеждают. «По важности плодов памятование смерти, должно быть мужественными в возделывании их и преодолевать все препятствия разумным трудом и постоянством; должно веровать, что этих плодов достигнем и мы в свое время, по милости и благодати Божьей. Воспоминание о смерти, о сопровождающих ее и о последующих ей страхах, воспоминание, сопряженное с усердною молитвою и плачем о себе, может заменить все подвиги, объять всю жизнь человека, доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святого Духа, и тем даровать ему свободное вознесение на небо, мимо воздушных властей» (См соч. епископа Игнатия, том 2, стр. 723).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру