Почему важно памятование смерти

488
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему важно памятование смерти? «ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ», увидевшей свет 130 лет назад. Она была привезена старостой кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери Николаем Сальниковым из монастыря, расположенного в Греции, на горе Афон.

автополис
автополис

Почему важно памятование смерти (продолжение)

Мысль о роковой минуте смерти наводит невольный страх на грехолюбивую душу, но представление страшного суда по смерти приводит в трепет и душу и тело. «Пойди, – советовал одному брату преп. Аммон, – имей такие мысли, какие имеют преступники, находясь в тюрьме. Они всегда спрашивают других: где судья? когда он придет? и плачут от ожидания. Так должен и всякий христианин непрестанно внимать и обличать душу свою, говоря: увы мне, как я предстану на суд Христов, и чем буду оправдываться перед Ним?» (Достопам. сказан., стр. 35, №1) «Какой увидим мы страх, трепет, и какую нужду, – восклицает преп. Феофил, – когда душа будет разлучаться с телом!… Тогда придут к нам сильное воинство противных сил, князья тьмы, злобные миродержители, начальства, власти, духи злобы, и некоторым образом по праву овладеют душою, представляя ей все грехи, соделанные в ведении и неведении, от юности до конца жизни. Предстанут ей и обличат все дела её. Кроме того, каким ты думаешь трепетом, объята бывает душа в то время, – доколи не произнесется над нею приговор и не совершится её освобождение? Это есть время тесноты её, пока не узнает она, что будет с нею.

mebelux

Так же учит св. Кирилл Александрийский в Слове на исход души, преп. Феодор Студит в 3-м оглашении, и вообще все святые отцы православной Церкви, которые рассуждали о разлучении души с телом. И эта страшная картина борьбы демонов с Ангелами, за исходящую из тела душу на глазах и при живейшем сознании самой души умирающего человека, не есть какое-либо поучительное изобретение отцов и учителей Церкви, а несомненная истина загробной жизни, дознанная многими опытами уважаемых в христианстве лиц, которые – как обыкновенно говорят – обмирали на некоторое время и потом опять возвращались к жизни.

Так, преподобная Феодора, ученица великого угодника Божьего Василия Нового, поведала о кончине своей: «когда настал час моей смерти, я увидела лица, которых никогда не видала, услышала глаголы, которых никогда не слыхала: что скажу? лютые и тяжкие бедствия, о которых я не имела понятия встретили меня по причине дел моих. Как рассказать телесную боль, тягость и тесноту, которым подвергаются умирающие? как бы кто обнаженный, упавши в великий огонь, горел, истаивал, обращался в пепел: так разрушается человек смертною болезнью в горький час разлучения души с телом. Когда я приближалась к концу моей жизни, и наступило время моего преставления, увидала множество эфиопов, обступивших одр мой.

Лица их были темны, как сажа и смола; глаза их – как каленые угли; видение так люто, как сама геенна огненная. Они начали возмущаться и шуметь. Одни ревели как звери и скоты, другие лаяли как псы, иные выли как волки; смотря на меня, они ярились, грозили, устремлялись на меня скрежеща зубами, и тотчас же хотели пожрать меня; между тем готовили хартии и развивали свитки, на которых были написаны все мои злые дела, как бы ожидая какого судью, долженствующего прийти. Убогая моя душа была объята великим страхом и трепетом. Не только томила меня горесть смертная, но и грозный вид и ярость страшных эфиопов были для меня как бы другою лютейшею смертью.

Я отвращала мои очи во все стороны, чтобы не видеть страшных лиц их и не слышать голоса их, но не могла избавиться от них, – они всюду шатались; помогающего мне не было; когда я окончательно изнемогла, то увидала двух светоносных Ангелов Божьих, в образе юношей невыразимой красоты, идущих ко мне… и проч.» Точно такие же видения злых и мрачных демонов – в час смерти своей – видели: святой Петр мытарь (четь-минеи 22 сентября) и преподобный Арефа Печерский (см. Патерик Печерский). «Подобно этому, – свидетельствует вселенский учитель Церкви св. Златоуст (еще в IV- м веке) – многие поведают о страшных видениях, представляющихся при смерти, зрелища которых умирающие не будучи в состоянии выносить, потрясают с великим усилием самый одр, на котором лежат, смотрят на предстоящих извращенными от страха глазами, когда душа мятется сама в себе, не хочет выйти из тела, не выносит взора приближающихся Ангелов. Если мы трепещем, когда смотрим на страшных людей: то какому подвергнемся страху, когда увидим сошедших Ангелов и свирепые силы демонов, когда душа будет отторгаться тела, напрасно и много рыдать…?» (в беседе 53 на еванг. Матфея).

Истязания от злых духов испытывали, в час своей кончины, преподобный Агафон (см. Училищ, благочест., часть 3, стр. 56), великий подвижник Стефан Синайский (см. Лествиц. Иоанн. степень 7), и многие другие лица, о которых повествуют прологи и четьи-минеи. Вообще, убеждение в частном суде по смерти на так называемых воздушных мытарствах, сделалось общею верою всей православной Церкви (см, правосл. догмат, богосл. о. Антония. О мытарствах, стр. 244).

Далее, лицом к лицу с силами противными, стоят силы божественные, и со своей стороны выставляют благие дела её. Подумай же, какой трепет и страх мучит душу, находящуюся среди оных сил, пока суд над нею не будет решен праведным Судьёй! (Достопам. сказан., стр. 290, №2).

Продолжение следует…

О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений

О памятовании смерти (продолжение)

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram