Почему всегда необходимо помнить о смерти

466
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему всегда необходимо помнить о смерти? «ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». Николай Семенович Сальников, староста прихода кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, принес её в редакцию около года назад. С тех пор практически в каждом выпуске газеты «Твой Континент» выходит статья на тему «Вера в Бога».

автополис
автополис

Почему всегда необходимо помнить о смерти (продолжение)

Живое представление и как бы предощущение адских мук, поражает самую беспечную душу ужасом и исторгает ее из страшных объятий греха, как из челюстей ада. «От чего я впадаю в беспечность, пребывая в келье моей?» – вопрошал один брат опытного старца. Святой отвечал ему: «от того, что ты не узнал еще ни ожидаемого покоя, ни будущего мучения. Ибо если бы ты достоверно знал это, то хотя бы келья твоя была полна червей, так что ты стоял бы в них по самую шею, ты терпел бы сие, не расслабляясь».

mebelux

Это чудное предощущение будущих мучений, отчасти объясняет преп. Дорофей следующим образом: «Находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: (человек) ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, душа остается одна со страстями своими, и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежом и терзается ими, так что она даже не может вспомнить Бога…

Хотите ли, – продолжает св. отец, – чтобы я объяснил вам примером то, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келью, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится, и отнюдь не вспоминает о Боге; и – тогда он узнает, что будут в нем делать страсти? однако он еще здесь находится; во сколько же более, по выходу души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная? По здешним скорбям вы можете несколько понять, какова тамошняя скорбь. Ибо когда у кого-нибудь сделается горячка, то что воспаляет его? Какой огонь, или какое вещество производит сие жжение? Не самое ли его худосочие воспаляет его, всегда беспокоит и делает жизнь его прискорбною? Так и страстная душа всегда мучится, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют ее. И сверх сего, кто может, братия, вообразить страшные оные места, тела оные мучимые, которые служат душам орудием в таких и стольких страданиях, а сами не истлевают; тот страшный огонь и тьму; тех безжалостных слуг мучителей и другие бесчисленные томления, о которых часто говорится в божественном Писании, и которые соразмеряются злым делам душ и их злым воспоминаниям? Ибо как праведные, по словам святых, получают некие светлые места и веселье ангельское, соразмерное благим их делам: так и грешники получают места темные и мрачные, полные страха и ужаса. Ибо что страшнее и бедственнее тех мест, в которые посылаются демоны? и что ужаснее муки, на которую они будут осуждены? Однако и грешники будут мучимы с этими самыми демонами, как говорит Христос: отъидите во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф.25:41)! (Поуч. 12, стр. 144).

«Насколько небо отстоит от земли, – открыл Макарию Великому заключенный ада – языческий жрец, – настолько под нами огня, и мы от ног до головы стоим среди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицом к лицу. У нас лицо одного обращено к спине другого. И мы, как не знавшие Бога, еще несколько помилованы; но познавшие Бога и отвергшиеся Его, – те под нами!» – Великий старец заплакал и сказал: «Несчастный день, в который родился человек!…(Достопам. сказан., стр. 154, №37).

«А еще страшнее то, о чем говорит св. Иоанн Златоуст, – продолжает преп. Дорофей: «если бы и не текла река огненная, и не предстояли страшные ангелы, но только призывались бы все человеки на суд, и одни, получив похвалу, прославлялись бы, другие же отсылались бы с бесчестием, чтобы не видеть им славы Божьей: то наказание оным стыдом и бесчестием и скорбь об отпадении от стольких благ, не была ли бы ужаснее всякой геенны? (Поуч. 12, стр. 146). «Душа, – заключает преп. Феофил, – застигнутая в беспечной жизни, услышит оный ужасный глас: да возьмётся нечестивый, да не видит славы Господней (Ис.26:10)! Тогда постигнет ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную, и осужденная на вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки!». (Достопам. сказан., стр. 291).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру.

Почему важно памятование смерти

О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений  

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram