Еще в октябре 2015 года в дополнение к имеющейся возможности определять значение корректирующего коэффициента К2 представительные органы муниципальных районов и городских округов получили право снижать ставку единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов. Внесение таких изменений в Налоговый кодекс РФ отвечало целям повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, дало возможность на местном уровне за счет гибкой налоговой политики стимулировать предпринимательскую активность и оказывать дополнительную поддержку малому предпринимательству. В своих ответах в рамках ежегодного проводимого Уполномоченным анкетирования об оценке условий предпринимательской деятельности в Свердловской области предприниматели регулярно указывают, что облегчение налоговой нагрузки, в том числе путем снижения ставки ЕНВД, является желаемой мерой поддержки.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх неоднократно на различных уровнях поднимала вопрос о необходимости снижения налоговой нагрузки на малый бизнес за счет снижения ставки ЕНВД и уменьшения К2, отмечая, что указанная мера отвечает не только интересам предпринимателей. По мнению Уполномоченного: «На фоне общего падения потребительского спроса и неизбежно возникающих дополнительных издержек бизнеса (ЕГАИС, новый порядок применения контрольно-кассовой техники и т.д.) использование возможности по снижению ставки ЕНВД и уменьшению размера К2 способствует сохранению малого и микро бизнеса в муниципалитетах. Это также позволяет предупредить неблагоприятные как экономические, так и социальные последствия в виде сокращения количества легального предпринимательства, сокращения рабочих мест, а также снижения доходов бюджета в части объемов поступающих платежей от налога на вмененный доход».
После вступления в силу с 01.10.2015 новой редакции ст. 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации Е.Н. Артюх обратилась к главам муниципальных образований Свердловской области с предложением рассмотреть вопрос о снижении ставки ЕНВД. Однако в большинстве ответов, поступивших в ответ на направленное Уполномоченным предложение, главы муниципальных образований указали, что не планируют снижать ставку из-за опасения потенциального снижения поступлений в бюджет. О готовности снизить налоговую ставку по ЕНВД в Свердловской заявило только одно муниципальное образование ‒ г Ирбит, где ставка была снижена с 15% до 14% в отношении вида деятельности «Оказание услуг по осуществлению розничной торговли».
В конце в 2016 года в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение от предпринимателей Сосьвинского городского округа.В обращении указывалось, что с 01 января 2016 года в отдельных населенных пунктах, расположенных на территории данного муниципального образования, при сохранении ставки ЕНВД 15%без каких-либо аргументированных оснований был увеличен коэффициент К2в отношении розничной торговли отдельных видов товаров (в т.ч. продовольственных). До января 2016 года в Сосьвинском городском округе размерК2 для указанного вида деятельности зависел от суммы выплат плательщиками ЕНВД заработной платы своим работника и при условии выплаты заработной платы свыше 9329 рублей составлял 0,479. Такой подход, во-первых, стимулировал предпринимателей к повышению уровня заработной платы своим сотрудникам, а в-вторых, к ее легализации. С 1 января 2016 года в данном муниципальном образовании дифференцированный подход к установлению размера К2 был отменен, его фиксированный размер составил 0,65. При этом Сосьвинский городской округ является отдаленным муниципальным образованием с уровнем средней заработной платы 22636,93 рублей (сведения с официального сайта муниципального образования: http://www.sosvaokrug.ru/index.php?page_link=sgo_econom), что существенно ниже среднего размера заработной платы в Свердловской области. Увеличение К2 при одновременном вступлении в силу с 1 января 2016 года целого ряда дополнительных обязательных требований к розничной торговле привел к существенному росту издержек предпринимателей и риску закрытия целого ряда предприятий розничной торговли, в т.ч. социально значимых товаров (лекарственные средства, продовольственные товары) в данном муниципальном образовании. Предприниматели неоднократно в течение 2016 года обращались в адрес Главы Сосьвинского городского округа с просьбой вернуть ранее действовавший подход к установлению К2, но ответа не получали.
В связи с поступившим коллективным обращением со стороны Уполномоченного был проведен системный анализ возможных оснований повышения К2 на территории Сосьвинского городского округа и социально-экономических последствий отказа от применения дифференцированного подхода к установлению размера К2. По итогам данного анализа Уполномоченным были направлены мотивированные предложения в адрес Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева и Главы Сосьвинского городского округа А.А. Сафонова о необходимости вернуться к прежнему принципу установления К2.
Позиция Уполномоченного была поддержана на уровне органов исполнительной власти Свердловской области, со стороны которых в связи с обращением Уполномоченного были направлен запрос в адрес налоговых органов о возможности применения дифференцированного подхода к установлению размера К2 в зависимости от уровня выплачиваемой предпринимателем заработной платы. Налоговые органы дали разъяснения, что такие полномочия у органов местного самоуправления есть. В результате совместных усилий при активном участии председателя комиссии по экономике, бюджету, финансам, налогам и использованию природных ресурсов Думы Сосьвинского городского округа Пикалова П.Е.16 февраля 2017 года Думой Сосьвинского городского округа было принято решение о возвращении дифференцированного подхода к применению корректирующего коэффициента базовой доходности К2: коэффициент был установлен ниже при условии выплаты предпринимателем заработной платы своим сотрудникам не ниже минимального размера оплаты труда. Указанное решение распространило свое действия с 01 января 2017 года.
Е.Н. Артюх прокомментировала: «Принятое в Сосьвинском городском округе решение о возможности снижения размера К2 при условии выплаты предпринимателем заработной платы не ниже прожиточного минимума является очень важной мерой поддержки малого и микро бизнеса, отвечающим одновременно стоящими на сегодня задачам по легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда. Учитывая реальные условия осуществления бизнеса в отдаленных территориях с малой численностью населения и достаточно низким уровнем качества его жизни, очень хотелось бы, чтобы указанная мера получила свое распространение и в других муниципальных образованиях Свердловской области».
Отметим также, что при активном участии Уполномоченного и общественного помощника Уполномоченного Тимофея Шелякинав январе 2017 года Думой Артёмовского городского округа было принято решение о снижении с 1 апреля 2017 года ставки по ЕНВД до 7,5 % для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей в пределах двух календарных лет с момента государственной регистрации.
[wysija_form id=»5″]