Признаки надлежащего памятования смерти. Очередной отрывок из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству». Благодаря Николаю Сальникову, старосте прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери, около полугода назад она оказалась в редакции «ТК».
Признаки надлежащего памятования смерти (продолжение)
По причине необыкновенной многоплодности и высоты сего святого подвига, дьявол употребляет всевозможные и неисчислимые коварства для отклонения от него; с другой стороны, – и сами упражняющиеся в подвиге памятования смерти, легко могут обольщать себя, оценивая совершенно неверно свое духовное состояние. Ибо «не всякое вожделение смерти, – говорит св. Лествичник, – должно признать добрым. Иные, непрестанно греша по силе привычки, со смирением молят себе смерти. Иные же не намерены покаяться, и призывают смерть из отчаяния. А иные, по самомнению, почитают себя бесстрастными, и не боятся смерти. Наконец, иные, ежели только найдутся ныне такие, по действию Духа Святого желают своего переселения» (Слов. 6, №8). Поэтому, нужно хорошо различать верные признаки благодатного памятования смерти.
1. «Верный признак, – говорит св. Лествичник, – в глубине сердца памятующих о смерти – добровольное беспристрастие ко всякой твари, и совершенное оставление собственной своей воли» (Слов. 6, №6).
2. Обыкновенное живое представление смерти, – как говорит преп. Исаак Сирин, – «есть нечто телесное», и потому возбуждает мучительный страх за тело; а благодатное памятование смерти – «есть духовное созерцание и дивная благодать. Сие созерцание облечено светлыми мыслями» (В слов. 86, стр. 501). «Страх за тело, – объясняет в другом месте св. отец, – бывает в людях столько силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. И когда на страх за тело проникает страх за душу; тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего его огня» (В слов. 2, стр. 19).
3. «Рассказывал мне однажды один египетский монах, – повествует св. Лествичник: по утверждении памятования смерти в глубине сердца моего, когда по встретившейся нужде, хотел я доставить малое утешение брению, памятование сие, как судья, возбраняло мне. И что удивительно: когда намеревался удалить от себя мысль о смерти, никак не мог сего сделать» (В слов. 6, №13). А преп. Исаак вообще замечает: «Кто имеет памятование смерти, тот не входит более в разыскания о сем мире, и не привязан к своему телу» (В слов. 86, стр. 501).
4. «Благоискусен и тот, – говорит св. Лествичник, – кто ежедневно с несомненностью ожидает смерти; но свят, кто ежечасно желает её» (Слов. 6, №7).
5. «Как по определению отцов, совершенная любовь не падает, так и я утверждаю, – говорит Иоанн Лествичник, – что совершенное ощущение смерти не страшно» (Слов. 6, №14).
6. Наконец, нужно заметить, что все вышеозначенные признаки необходимы для начинающих сей подвиг, дабы они не впали в самообольщение; а те облагодатствованные души, в коих Дух Святой Сам производит памятование смерти, по некоему особому чувству, не только ясно сознают, но и живо ощущают различие между истиною и обольщением. «Как олово явственно отличается от серебра, хотя и сходно с ним по виду; так, – уверяет св. Лествичник, – для рассудительных очевидно и ясно различие между естественною и сверхъестественною боязнью смерти» (Слов. 6, №5).