Граждане имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, сообщил помощник прокурора г. Кировграда Кукса К.С.
Рассмотрим данный вопрос на примере предоставления коммунальной услуги «отопление».
В силу п. 1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов отнесено к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения.
В силу ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила).
В соответствии с п. 14 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила) для коммунальной услуги отопление предусмотрены такие требования к качеству, как бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления составляет в том числе не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
В случае высокой изношенности сетей теплоснабжения в зимний период зачастую фиксируются перерывы в подаче теплоснабжения в жилые дома и социальные объекты, когда общая продолжительность перерыва отопления значительно превышает максимально установленную. Вследствие понижения температуры воздуха в жилых помещениях, ухудшения жилищных условий, невозможности вести нормальный образ жизни потребители коммунальной услуги «отопление» испытывают нравственные и физические страдания, связанные с ненадлежащим качеством предоставляемой коммунальной услуги.
Согласно п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность, в том числе, за моральный вред, причиненный потребителю.
Моральный вред взыскивается по заявлению потребителя судом, который может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В целях реализации права на компенсацию морального вреда граждане имеют право обратиться в судебные органы с соответствующим заявлением самостоятельно, либо обратиться за защитой своих прав в прокуратуру в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
При подаче искового заявления необходимо учитывать, что согласно ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора о предоставлении коммунальной услуги.
Ранее мы рассказывали о том, что В Свердловской области 14-летний школьник изнасиловал 3-летнего брата
В Екатеринбурге автобус влетел в пожарную машину, кондуктор погиб на месте
В закрытом Новоуральске День России отпраздновали без ковидных ограничений