ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству». Ей более 100 лет. Она хранилась в одном из Афонских монастырей в Греции. Оттуда её привез Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Подвиг памятования смерти, начинается мыслью о будущей загробной участи, мыслью хотя бы по-видимому и случайною, но которая с тех пор является не случайною и не бесплодною, как скоро поражает душу страхом. Это еще страх души за тело, – боязнь неожиданно умереть, и потом, (кто знает) может быть, погибнуть на веки! Из таких размышлений, если они скоро не изгладятся из души развлечением и житейскими заботами, рождается спасительный страх за душу.
«Я объясню тебе, – говорит св. Василий Великий, – страх спасительный, страх, которым доставляется святость, страх, который является в душе от научения, а не от впечатлений извне. Когда увидишь, что ты влечешься к какому-либо греху: тогда, умоляю тебя, помысли о страшном и невыносимом судилище Христовом, при котором Судья восседает на высоком и превознесенном престоле, и вся тварь предстоит Ему в трепете, производимом славою Его явления.
Каждый из нас (это непременно последует) будет приведен пред Него, и деятельность жизни каждого из нас подвергнется рассмотрению. После этого – к тем, которые совершили во время жизни много зла, приступят некие страшные, угрюмые ангелы, испускающие огонь из очей своих, огнем дышащие, лицом подобные ночи, по выражению их жестокости и ненависти к человекам.
После этого вообрази себе глубокую пропасть, непроницаемую тьму, огонь, лишенный сияния, имеющий силу жечь во мраке; далее: – особенную породу червей ядовитых и плотоядных, едящих ненасытно и никогда не наедающихся досыта, производящих угрызениями нестерпимые болезни; наконец: – наказание, тягчайшее всех, проклятие и отвержение вечные… Этого страшись! Научаемый этим страхом, удерживай как бы уздою твою душу от нечистых вожделений!» (В беседе на Псал. 83, стих. 12).
«И как бы глубоко ни потрясал душу этот спасительный страх, пораженные им, – как говорит св. Лествичник, – не останавливаются на сем, но непрестанно прилагают страх к страху, пока не истощится последняя сила в костях их» (Слов. 6, №19).
До какой степени может увеличиться сей спасительный страх, преп. Иоанн показал это в двух удивительных примерах: «Некто, живший здесь на месте, называемом Фола, при мысли о смерти часто приходил в исступление, и как лишившегося чувств, или пораженного падучею болезнью, находившиеся при сем братья относили его почти бездыханным» (Слов. 6, №17). Еще рассказывает он чудную повесть об Исихии Хоревите: «В совершенном нерадении проводил он жизнь, и вовсе не имел попечения о душе своей. Напоследок изнемогши телом, так что около часа казался совершенно мертвым, когда пришел в себя, – умолял он всех нас немедленно удалиться. И заградив дверь кельи своей, пребыл в ней двенадцать лет, ни с кем никогда не сказав ни пустого, ни дельного слова, и не вкушая ничего иного, кроме хлеба и воды. Пребывая же неподвижным, сколько погружен был умом в то, что видел во время исступления, что никогда не переменял своего положения, но всегда был как изумленный, и в совершенном безмолвии проливал горячие слезы!»… Зато и Господь чудно прославил на нем Свою высокую милость. «Благоговейно похоронив его на кладбище, близ ограды, – заключает свой рассказ св. Лествичник, – на другой день стали искать мощей, и не нашли. Так Господь удостоверил сим, в попечительном его и достохвальном покаянии» (Слов. 6, №18).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру