Средства, возбуждающие сердечные сокрушения

571
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Средства, возбуждающие сердечные сокрушения. О них пойдет речь в этой статье. «ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ», которую передал редакции Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя иконы Божией Матери.

автополис
автополис

Средства, возбуждающие сердечные сокрушения

Несомненно, что истинное умиление есть дар Божий; но и Господь подает дары Свои только просящим, и отверзает толкущим, и только усильные искатели восхищают царствие Божие (Мф.7:7,11,12). Посему, желающий приобрести высокий дар слез должен со своей стороны, употреблять немалое усилие и всевозможные к этому средства, указываемые св. отцами.

mebelux

1. Поскольку слезы рождаются, возрастают и умножаются вместе с памятованием смерти; то св. Лествичник прежде всего внушает подвижнику: «Не преставай напечатлевать в уме и содержать в мыслях, бездну тёмного огня, и немилостивых служителей, Судью несострадательного и неумолимого, необъятную пропасть преисподнего пламени, тесные схождения в места подземные и страшные, и в зияющие бездны, также – изображения всего тому подобного, чтобы пребывающая в душе нашей похотливость, приведенная в бездействие великим трепетом, уступила место нерастленной непорочности, и душа восприяла в себя озарение невещественного света, сияющего паче всякого огня» (Слов. 7, №10). «Восклонение твое на одре, пусть будет для тебя образом склонения твоего во гроб; самое вкушение за трапезой пусть будет для тебя напоминанием поучительной трапезы оных червей; и вкушая питие – воду, не забывай о жажде в оном пламени» (№18).

2. Самая обстановка жизни скорбной, одинокой, безутешной, может и должна располагать к пролитию слез. «Спрашиваешь о занятии и размышлении, как человеку стать мёртвым в келье своей? – обращается к подвижнику преп. Исаак Сирин: – разве человек, рачительный и трезвенный душою, имеет нужду спрашивать, как ему вести себя, когда бывает один сам с собою? Какое иное занятие у монаха в келье его, кроме плача? Разве бывает у него время, от плача обратиться к другому помыслу? И какое занятие лучше этого? Самое пребывание монаха и одиночество его, уподобляясь пребыванию во гробу, далекому от радости человеческой, учат его, что деятельность его – плач. И самое значение имени его к тому же призывает и убеждает, потому что называется он сетующим, то есть, исполненным горести в сердце. И все святые в плаче переселялись из сей жизни. Если же святые плакали, и, пока не переселились из сей жизни, очи их всегда были наполнены слезами; то кто же не будет плакать? Утешение монаху порождается плачем его. И если совершенные и победоносные здесь плакали, то как стерпит исполненный язв, чтобы перестать ему плакать? Кто имеет лежащего пред собою мертвеца и видит, что сам он умерщвлен грехами, того нужно ли учить, с какою мыслью пользоваться ему слезами? Душа твоя, которая для тебя дороже целого мира, умерщвлена грехами и лежит пред тобою; ужели же не требует она плача?» (Слов. 21, стр. 121). «Пусть самая одежда твоя, – прибавляет св. Лествичник, – убедит тебя к слезному деланию: потому что все оплакивающие умерших облекаются в черное! Если не плачешь, то плачь об этом самом. Если же плачешь, то плачь еще больше о том, что своими грехопадениями из состояния беструдного, низвел ты себя в состояние многотрудное» (Слов. 7, №22).

3. Но весьма нередко бывает, что никакие размышления, никакие прискорбные обстоятельства, не могут исторгнуть спасительной слезы из убитого и окаменелого сердца. «И таковые, – замечает св. Лествичник, – напрасно домогаясь слез, почитают себя несчастными и осуждают себя на воздыхания, сетования, душевную печаль, глубокую скорбь и уныние. Но все сие, – уверяет св. отец, – хотя признается ими немало неполезным, безопасно восполняет самые слезы. Ибо слезы нередко доводят до превозношения людей легкомысленных; потому и не даются иным» (Слов. 7, №47). Но и таких убитых иссушающею печалью ободряет св. Геннадий, патриарх Константинопольский: «Нет у тебя слез? Не отчаивайся, но воздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы суть дар Божий; мало по малу воздыханием и умилением ты испросишь их у Бога. Ибо написано: ищай обрящет, просяй приемлет, и толкущему отверзается» (Тв. св. отц. 1845 г, стр. 1–13).

4. Еще иные, более внешние, и потому свободнее употребляемые, средства к возбуждению плача предлагают святые отцы. Так:

а) «Человек достигает плача с трудом, – говорит Великий Варсануфий, – посредством многого поучения в Писании, терпения н через самоотвержение» (Поучения препод. Дорофея, отв. 6).

б) «Если человек, – учит св. Иоанн Провидец, – находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу (2Кор.7:10), а печаль эта – слезы» (Поучения препод. Дорофея, отв. 34).

в) «Если сохранишь язык твой, – уверяет преп. Исаак, – то от Бога дастся тебе благодать сердечного умиления» (Сл. 45, стр. 497).

г) «Сердце сокрушается от трех родов воздержания, – говорит преп. Марк Подвижник – то есть, от воздержания в сне, пище и телесном покое. Никто не может иметь скорби и печали по Богу, если не возлюбит прежде причин оных. Страх Божий и обличение допускают к себе печаль; а воздержание и бдение сообщаются со скорбью» (Христ. чтен. 1821 г., ч. 3, стр. 305).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру

Признаки истинного сокрушения сердца

Признаки надлежащего памятования смерти

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram