Проблема «серых» схем ввоза автомобилей в Россию, как и оформления поддельной документации на них, продолжает набирать обороты. Владельцы таких машин рискуют потерять возможность полноценно распоряжаться своим транспортом: его невозможно будет ни продать, ни поставить на учет, пишет издание «Autonews.ru«.
Речь идет об автомобилях, на которые были оформлены свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) без фактического осмотра.
Как выяснилось в ходе проверки, организованной Национальным автомобильным союзом (НАС), некоторые испытательные лаборатории выдавали СБКТС на машины, которые даже не пересекали границу — в отдельных случаях авто физически находились за пределами России или были в состоянии металлолома. Это грубейшее нарушение технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
На основании СБКТС выдается электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) — документ, необходимый для постановки авто на учет в ГИБДД. При выявлении нарушений СБКТС и, соответственно, ЭПТС могут быть аннулированы. Как пояснила Росаккредитация, уже инициированы проверки в отношении трети всех лабораторий, выдающих СБКТС, — 25 из примерно 80 действующих в стране.
Президент НАС Антон Шапарин отметил, что владельцы таких машин оказываются в крайне сложной ситуации: даже если транспортное средство уже зарегистрировано, при продаже его невозможно будет переоформить на нового владельца. А если речь идет о постановке на учет впервые — процедура просто будет невозможна. Такие автомобили превращаются в «вечный учет» или остаются без правового статуса, подлежащего регистрации.
В МВД, в свою очередь, уточнили, что аннулирование СБКТС или ЭПТС не является основанием для снятия машины с учета. Однако при отсутствии действующего ЭПТС ГИБДД откажет в совершении любых регистрационных действий. Это означает, что автомобили фактически становятся «висящими» в правовом поле, пока не будут устранены нарушения — что в большинстве случаев невозможно, так как транспорт изначально не соответствует российским требованиям безопасности.
Проверки в отношении нарушений продолжаются, а владельцам «серых» машин остается лишь надеяться, что их автомобили не окажутся в числе тех, чьи документы будут признаны недействительными.