«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ», которую принёс в редакцию Николай Сальников, староста прихода храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери. Сегодня пойдёт речь о том, как удостовериться в принятии Богом покаяния и в отпущении грехов.
«Никто из плачущих да не питает себя надеждою, – предостерегает св. Лествичник, – что при исходе своем получит удостоверение: ибо неизвестное – нетвердо. Ослаби ми удостоверением, да почию прежде, даже не отыду отсюда не удостоверенный (Пс.38:14)» (В №34). Поэтому кающийся еще в продолжение подвига покаяния, должен усиленно искать удостоверения в разрешении своих грехов, и тщательно испытывать в духовной своей жизни достовернейшие признаки отпущения грехов, указываемые святыми отцами.
1. Первый признак оставления прежних грехов есть не только уклонение от них на самом деле, но и непрерывное противоборство по желанию их, соединенное со страхом и трепетом, чтобы опять не впасть под власть греха и сатаны.
«Покаяние от греха, – говорит Великий Варсануфий, – есть еже не к тому творити сего: и еже огребатися от злых оставление есть их. Да не оскорбят тя преждняя!…И аще веруешь так, присно трепещеши – еже не согрешати, да не отпадеши освящения» (Варсонуф. в ответе 241). Такой рабский страх, соединенный впрочем, с благонадежным дерзновением к милости Божьей, св. Афанасий Великий объясняет подобием: «какое отношение находится между господином и рабом, такое же между Богом и совестью человека. Таким образом, как преступный раб из телодвижений и слов господина своего узнает, что он лишился благоволения его, коим пользовался прежде преступления воли его: так и человек согрешивший теряет дерзновение к Богу, которое совесть его имела в молитве; когда же грешник покается, как должно, то Бог паки дарует ему дерзновение, которое имел он прежде падения; и отсюда-то узнает человек, что Бог простил ему согрешения» (Христ. чтен. 1842 г., ч. 2, стр. 354).
Еще яснее изображает такое притрепетное состояние духа преп. Исайя Отшельник: «Если сердце твое ненавидит грех и отвращается всего того, что представляет повод ко греху, и ты с благоразумием, употребивши насилие, удалишься от того, что увлекает тебя ко греху, и от души будешь молить Творца своего, чтобы Он помог тебе ни в чем не прогневлять Его, и, простершись пред Ним, будешь со многими слезами просить так: «Твое есть Господи, еже миловати; избави мя, Господи, от врагов моих: ибо я так немощен, что, без помощи Твоей, не могу избежать рук их». Если ты таким образом молишься, тщательно стараясь не огорчать руководствующих тебя к Богу: то это происходит от естества нового Адама, Иисуса Христа (Христ. чтен. 1847 г., ч. 4, стр. 347).
2. Живейшее чувство своей греховности и соединенное с сим непрерывное сокрушение или печаль, яже по Бозе, наше покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2Кор.7:10). «Будем внимательны к тому, – говорит св. Лествичник, – чтобы совесть не перестала обличать нас, не вследствие чистоты, но как бы приведенная в изнеможение нашими грехами. Признак разрешения нашего в грехопадении – всегдашнее признание себя должниками Богу» (№37, сл. 5). «Когда ум отрешится от всякой надежды на видимое в мире сем, – говорит св. Исайя Отшельник – тогда cиe будет признаком того, что грех в тебе умер». – «Когда ум отрешится, тогда и преграда, которая находилась между им и Богом, уничтожится» (Христ. чтен. 1826 г., ч. 21, стр. 138).
Продолжение следует…