Фракция Владимира Жириновского 1 июня внесла на рассмотрение Госдумы законопроект об оплате труда домохозяек. За ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, уход за инвалидами или престарелыми родственниками. ЛДПР предлагает производить ежемесячные выплаты в размере МРОТ (12 130 рублей).
«Известия» со ссылкой на разработчиков законопроекта сообщают, что право на пособие будет иметь только один из членов семьи при условии, что доход семейства на душу не превышает двукратную величину прожиточного минимума в регионе проживания. Установить выплату предполагается с 1 января 2021 года.
Подобная законотворческая инициатива уже рассматривалась, но была отклонена, не приняли новый закон к рассмотрению и 1 июня 2020 года. Аргументация та же, что и прежде: реализация законопроекта потребует выделение средств из федерального бюджета и других бюджетов РФ. Кроме того, законопроектом не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
Узнаем мнение о перспективах законодательной инициативы ЛДПР заведующего кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, доктора юридических наук, доцента Александра Савоськина.
− Александр Владимирович, на Ваш взгляд, какие правовые последствия в случае принятия Закона об оплате труда домохозяек могли бы возникнуть: включение профессии в реестр профстандартов, ведение трудового стажа, выход на пенсию, оплата больничного, отпуска?
− Принятие Закона об оплате труда домохозяек − это вопрос скорее экономический и в условиях пандемии, ещё и политический. Однако, с юридической точки зрения, он вряд ли повлечет революцию в трудовом законодательстве. Подобный закон трудового законодательства попросту не затронет, поскольку МРОТ будет использован лишь как способ для определения величины пособия. Иными словами законопроект предлагает введение еще одной меры социальной поддержки, которая никак не связана со статусом «работника» (кроме того факта, что получатель пособия не должен быть работником или предпринимателем). Более того законопроект касается не только домохозяек. Безусловно, если подобный закон примут, подавляющее число получателей пособия составят женщины. Но установление подобных мер поддержки только для прекрасной половины нашего общества противоречило бы ч. 3 ст. 19 Конституции РФ о равноправии мужчины и женщины, а потому недопустимо.
− Законопроект об оплате труда домохозяек вносится в Госдуму не в первый раз. Его социальная направленность – бесспорна, однако каковы перспективы принятия данной законодательной инициативы?
− Перспективы принятия такого законопроекта неоднозначны. С одной стороны, законопроект предполагает существенные расходы из федерального бюджета, а это значит, что согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ рассматривать подобный законопроект Государственная Дума вправе только при наличии заключения Правительства РФ. Соответствующее заключение, как известно, и в этот раз оказалось отрицательным. С другой стороны, в условиях экономического и социального кризиса вызванного карантинными мерами по борьбе с COVID-19, государство активно ищет способы адресной поддержки не только бизнеса, но и граждан. Сложность здесь заключается в том, чтобы обеспечить такой механизм, при котором деньги передаются тем, кто в них наиболее нуждается. Иными словами поддержка должна быть адресной. В связи с этим выплаты женщинам, которые не работают, но ухаживают за детьми, инвалидами или престарелыми родственниками вполне могли бы оказаться востребованы в качестве мер социальной поддержки. Но меры поддержки наиболее финансово-уязвимых слоев населения в условиях борьбы с COVID-19 и его социально-экономическими последствиями носят временный характер, поэтому облачать их в форму закона нецелесообразно.
Ране мы рассказывали о том, что Беззаявительный порядок выдачи сертификата на материнский капитал
Воспитанники Кировградской ВК сшили 5000 маек и 1000 полотенец
В Невьянске будут судить мужчину, по вине которого в ДТП погибли два человека