Во многих статьях ранее мы рассказывали, как нужно действовать, если потребители столкнулись с навязыванием дополнительных платных услуг. Не исключением является и рынок услуг страхования, где, к сожалению, навязывание услуг до сих пор процветает. В этом случае алгоритм поведения потребителей будет аналогичным, используемым и в других сферах (нужно фиксировать факт навязывания любыми доступными средствами связи, свидетельскими показаниями, письмами, обращениями, отметками на документах и др.).
В том случае, если потребителям, все-таки по какой-либо причине не удалось избежать «ненужных услуг страхования» в настоящее время у них появилась возможность отказываться от таких услуг.
В соответствии с Указаниями Центрального Банка России от 20.11.2015 № 3854/У при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии, в случае его отказа от договора в течение пяти рабочих дней со дня его заключения, при отсутствии признаков страхового случая. При этом, страховщик может предусмотреть и более длительный срок для отказа от договора.
Следует учитывать, что размер возвращаемой страховой премии будет зависеть от даты обращения страхователя. Поскольку, дата подписания договора не всегда совпадает с датой начала действия услуг страхования.
В том случае, если страхователь отказался от услуг в срок, установленный Указаниями ЦБ РФ (договором):
— до даты начала действия страхования, предусмотренной договором – уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.
— после даты начала действия страхования – часть страховой премии может быть удержана страховщиком пропорционально, с даты начала действия страхования и до даты прекращения договора.
Возврат денежных средств осуществляется по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в течение 10 рабочих дней, со дня получения письменного заявления об отказе от договора добровольного страхования.
Нижнетагильское отделение Роспотребнадзора