На вопросы избирателей отвечает Светлана Федоровна Жигалина, председатель Территориальной избирательной комиссии Невьянского городского округа
– Хотелось бы с Вами поговорить об особенностях процесса избрания главы городского округа.
– В последнее время наших избирателей волнуют и интересуют новые формы выборов глав. Вокруг этого уже много споров, мнений и не секрет, что многие избиратели считают, что уход от прямых выборов расценивается как отступление от демократии. Конечно, волнения народа понятны: отсутствие прямых выборов главы округа лишит избирателей права влиять на результаты голосования и остаться в стороне от связанной с тем или иным кандидатом дальнейшей судьбы округа.
Давайте разберемся, а что же нового внес законодатель по вопросу избрания глав органов местного самоуправления? Итак, 10 октября 2014 года Законодательным Собранием Свердловской области был принят Областной закон №85-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». В пункте 3 статьи 6 вышеуказанного закона четко прописано, что на территории Невьянского городского округа глава избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.
3 февраля 2015 года были внесены некоторые изменения и дополнения в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Изменения коснулись и ст.36 – глава муниципального образования. Указанная статья дополнена положением, определяющим новые способы избрания главы муниципального образования.
Глава муниципального образования может быть избран тремя способами:
1) глава избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. При данном способе избрания глава муниципального образования может либо входить в состав Думы и быть его председателем, либо возглавить местную администрацию (классический вариант мэра города). Это способ у нас и действует.
2) глава избирается Думой из своего состава. В этом случае избранный депутатами глава муниципального образования может либо остаться в составе Думы и возглавлять ее, а местную администрацию тогда возглавит сити -менеджер, либо возглавить местную администрацию, но его полномочия как депутата будут прекращены.
3) глава избирается Думой из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и становится главой местной администрации.
– Первые два способа понятны, а что же это за конкурсная комиссия и каковы ее функции?
– Статья 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также дополнена новой частью 21, которая четко определяет порядок осуществления процедуры по проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, избираемого Думой. Порядок проведения конкурса, число членов конкурсной комиссии устанавливается Думой. Порядок проведения конкурса предусматривает опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. В городском округе – половина членов конкурсной комиссии назначается Думой, а другая половина – Губернатором.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой городского округа. Думе для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
– Светлана Федоровна, а кто вправе решить, какой способ выбора главы необходимо применять в конкретном округе и что для этого нужно сделать?
– В случае, если возникнет необходимость изменения порядка избрания главы, то необходимо пройти определенную процедуру. На первом этапе необходимо реализовать законодательную инициативу: внести в Законодательное Собрание Свердловской области проект Закона Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области № 85-ОЗ, предусматривающих изменение порядка избрания главы нашего муниципального образования.
Правом законодательной инициативы обладают: депутаты законодательного Собрания Свердловской области, Губернатор Свердловской области (далее СО), Правительство СО, Уставный Суд СО, Свердловский областной суд, Арбитражный суд СО, Избирательная комиссия СО, прокурор СО, представительные органы муниципального образования, а также не менее чем десять тысячами проживающих в Свердловской области граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом (часть 1 статьи 63 Устава СО). Практика показывает, что в основном инициатором выступает Дума.
С законодательной инициативой о способе избрания главы на нашей территории Дума Невьянского городского округа не обращалась.
Однако 22 марта 2016 года Законодательным Собранием Свердловской области был принят закон №23-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области « Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области»», согласно которого определен порядок выборы глав городских округов, расположенных на территории Свердловской области. В Невьянском городском округе глава избирается представительным органом Невьянского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавит конкурсную комиссию.
– Ваше мнение как избирателя о способе выборов главы по конкурсу?
– Избрание главы депутатами через конкурсные процедуры поможет избежать ситуаций, когда в кресло попадают случайные люди, не знающие порой бюджетных процессов, огромного количества законодательных актов. В исполнительной власти должны работать профессионалы. Кроме того, повышается статус депутата, его ответственность перед избирателями. Депутатов, которые будут голосовать за кандидатуру главы избираем мы- избиратели. При этой системе нужно серьезно подумать избирателям не один раз за кого из кандидатов в депутаты нужно отдать свой голос.
Плюс новая форма выборов для муниципального образования не требует финансовых затрат на подготовку и проведение выборов главы.