Живая память о смерти

485
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Живая память о смерти, продолжение. Отрывок из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству».

автополис
автополис

«Живое памятование смерти, – говорит св. Лествичник, – отсекает излишество в пище; а когда в смирении отсечено сие излишество, – отсекаются вместе и другие страсти» (В слов. 6, №12). «Кто размышляет о тех муках, коим подвергнется некогда за свои беззакония, – говорит преп. Исайя, – тот уже не рассуждает более ни о чем: его сердце удручено скорбью о предстоящих мучениях; представление о них заглушает все прочие мысли; ему пища и на ум не приходит. Ничего не отвечает тем, которые бранят его; терпеливо переносить все обиды, почитая себя достойным оных; с тяжкими вздохами и стоном помышляет он о том страшном суде, пред которым некогда должен явиться; сильная скорбь сердца источает из очей его обильные слезы» (Христ. чтен. 1831г., ч. 43, стр. 68). Отсечем излишества в пище, этим – по-видимому – самым простым средством, живейшее памятование смерти и страшного суда освобождает подвижника, даже без его ведома и усилия, от буйства и неукротимости всякого рода страстей.

«Рассматривая превратность жизни человеческой и неизвестность её конца, – рассуждает преп. Антоний Великий, – мы устранимся таким рассматриванием от греха. Когда встаем от сна, то вполне сомнительно, – достигнем ли вечера. Опять, когда желаем успокоить тело сном, столько же ненадежно, – увидим ли свет наступающего дня. Размышляя о неверности нашей жизни и естества во всех отношениях, мы достигаем познания, что Божий Промысел управляет нами. Тогда перестаем согрешать и увлекаться положениями пустыми и тленными; тогда не прогневляемся ни на кого, не стремимся к собранию земных сокровищ, попираем все тленное страхом, могущего ежедневно последовать отшествия отсюда, и непрестанным размышлением о разлучении души с телом; тогда перестает действовать любовь к другому полу, погасает пламень любодеяния; отпускаем друг другу долги наши, имея непрестанно пред очами наступление окончательного воздаяния. Боязнью суда и страхом мук уничтожаются обманчивые похотения плоти, и – вместе поддерживается душа, когда она клонится к падению» (См соч. епископа Игнатия, том 2, стр. 723).

mebelux

Но этого мало! Памятование смерти прямо поставляет кающегося грешника на путь спасения, и ведет к ревностному исполнению всякого рода добродетелей. «Ибо такой, – объясняет св. Варсануфий Великий, – говорит помыслу своему: «Я и Бог – мы одни в мире! и если не исполню Его воли, буду уже принадлежать не Ему, а чуждому», и ежечасно ожидает исхода своего из тела, помышляя, как ему встретить Бога, и такой скоро улучает путь спасения» (См. Руковод. к духовной жизни, в ответе 343).

«Живая память о смерти, – раскрывает преп. Филофей Синайский, – бывает причиною многих добродетелей. Она рождает печаль по Боге, она побуждает воздерживаться от всего худого, она приводит на мысль геенну; она есть мать молитвы и слез; она есть страж сердца; она не позволяет иметь пристрастия ни к чему, что по существу своему ничтожно; она есть источник благоразумия и рассудительности. Отсюда происходит сугубый страх Божий – очищение сердца от страстных помыслов, и исполнение многих заповедей Господних. В памятовании о смерти усматривается подвиг постоянный, непреоборимый, о котором многие из подвижников Христовых пекутся (Христ. чтен. 1827 г., ч. 27, стр. 166)».

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру 

Плоды подвига памятования смерти и страшного суда по смерти

Различные степени в подвиге памятования смерти и адских мучений

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram