По просьбе Николая Сальникова, старосты прихода кировградского храма во имя Владимирской Иконы Божией Матери, «ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». Сегодня пойдет речь об искушениях подвизающимся в покаянном плаче.
1. Воздержание более всего располагает к плачу, а пресыщение и смехотворство более всего удаляют плач, как выше сказано. «Но демоны, – как говорит св. Лествичник, – часто над ними горько насмехаются. Ибо когда пресытимся – возбуждают в нас сокрушение, а когда постимся, – делают сердце наше жестоким, чтобы, обольстившись ложными слезами, предались мы матери страстей – роскоши. И их не должно слушаться, но лучше – делать противное» (Сл. 7, №48).
2. «У врагов наших много злобы, – продолжает преп. Иоанн, – так что и матерь добродетелей обращают в матерь пороков, и что приводит к смирению, то делают поводом к гордости. – Случалось видеть, что нередко в городах и среди молвы возбуждаются слезы, чтобы предавшись мысли, будто бы можно не терпеть никакого вреда от мирской молвы, сблизились мы с миром; ибо такая цель у лукавых демонов. Но пусть самое местоположение и вид жилищ наших, призывают мысль нашу к сокрушению. В чем да убедят тебя Иисус, Илия и Иоанн, молившиеся наедине» (Сл. 7, №68).
3. С другой стороны, подвизающимся в общежитиях и все молитвы совершающим в обществе братии, демоны внушают никогда не обнаруживать слез, дабы другие не соблазнились. Против этого искушения преп. Симеон Новый Богослов заповедует: «Стоя в собрании, т. е. в храме, непрестанно с умилением проливай горячие слезы, не обращая внимания на то, что другие тем соблазняются, или даже смеются. Держи в уме своём, что те, которые видят меня плачущим, думают обо мне, что я много грешен, и молятся о моем спасении. – Если же ты видишь, что сам ты от сего впадаешь в тщеславие, то выйди из церкви, втайне сие сделай, и тотчас опять стань на свое место (Христ. чтен. 1823 г., ч. 12, гл. 123)
4. Обыкновенное коварство искусителя – в том, что он представляет бесплодность сердечных стенаний и скорбей и неумолимость Судьи – Бога. Потому св. Лествичник предостерегает: «Гони от себя пса, который приходит во время самого глубокого плача, и внушает, что Бог немилостив и не милосерд» (Сл. 7, №62). Для отражения этого искушения, святые отцы убеждают подвижника христианства, в крайней необходимости и высоком достоинстве всякого рода скорбей. «Помни, – говорит Василий Великий, – что многи скорби праведным, от всех их избавит я Господь (Пс.33:20). А утверждающий, что скорбь неприлична праведнику, не иное что говорит, как одно с утверждающим будто бы борцу неприличен противоборник. Но борец, не выходящий на подвиг, будет ли иметь какой предлог к получению венцов?» (Тв. св. отц. 1845 г, ч. 1, стр. 310). «Не думай, возлюбленный, – ободряет преп. Ефрем Сирин, – что ты один больше всякого терпишь скорбей: ибо всякая глава – в болезнь, и всякое сердце – в печаль (Ис.11:5). Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Развлекаемые земным от земного и испытывают скорби, а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе» (Тв. св. отц. 1848 г, стр. 365). «Христиане, – говорит Макарий Великий, – должны переносить как внешние скорби, так и внутренние брани, дабы посредством терпения в самом поражении быть победителями. Ибо таков путь христианства: где Дух Святой, там, – как тень, – следует гонение и брань» (Христ. чтен. 1825 г., ч. 20, стр. 25). «К душе скорбящего, – уверяет преп. Исаак Сирин, – Господь являет великое человеколюбие, соразмерно с жестокостью страданий в скорби его» (Слов. 91, стр. 524).
5. Тяжесть и продолжительность сердечных скорбей подает искусителю повод, внушать подвижнику преждевременную ложную радость. Потому предостерегает св. Лествичник: «Рукою смирения, как недостойный, отклоняй от себя находящую радость, чтобы, скоро допуская ее до себя, вместо пастыря не принять тебе волка» (Сл. 7, №57). А преп., Исаак утверждает: «Кто уходит от скорбей, тот разлучается несомненно и с добродетелью. Кто же без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверзта дверь гордости. А когда человек пребывает в гордости; тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который – близ него и возбуждает в нем попечение о праведности» (Сл. 34, стр. 184).
6. Наконец святые отцы предостерегают от опасного преждевременного желания духовных созерцаний. «Не спеши к созерцанию, – говорит св. Лествичник, – когда не время созерцанию; пусть само оно будет преследовать тебя за красоту смирения, и застигнет, и на век века сопряжется с тобою всенепорочным браком» (Сл. 7, №58).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру