Покаянный плач

473
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Публикуя отрывки из книги «Маргаритъ», сегодня заканчиваем раздел «О памятовании смерти». Новый раздел называется «Покаянный плач». О нём пойдёт речь в следующих статьях.

автополис
автополис

Блажени плачущии: яко тии утешатся (Мф.5:4)

Памятование смерти необходимо рождает плач, о грехопадениях и о страшной участи, ожидающей грешника за гробом. «Как всякому слову предшествует мысль, – говорит св. Лествичник: – так плачу и пролитию слез предшествует памятование смерти (Слов. 6, №1). И потому плач служит яснейшим выражением истинного памятования смерти, и как бы совершеннейшим плодом оного.

mebelux

Что разумеется деятельном христианском благочестии под именем покаянного плача?

«Плач по Богу, – учит св. Лествичник, – есть унылость души и такое расположение болезнующего сердца, в котором непрестанно с жаром оно ищет того, чего жаждет и при безуспешности искания, неутомимо сие преследует, и громко рыдая, взывает вслед» (Слов. 7, №1). Из такого понятия о плаче открывается, что это есть не случайная скорбь сердца, изливающаяся в слезах, а непрестанное и притом постоянно – возрастающее томление кающейся души, доходящее до самозабвения и как бы истощения в муках раскаяния. «Сокрушение сердца, – объясняет св. Лествичник, – есть непрекращающееся истязание совести (Слов. 7, №2), «есть не кичащееся болезнование души, в котором она не дает себе никакого успокоения, но ежечасно воображает только свое разрешение (смерть), и – как прохладной воды, ожидает себе утешение от Бога, утешающего смиренных и сокрушенных сердцем» (Слов. 7, №27). «Плач есть достигшая полноты скорбь кающейся души, которая ежедневно прилагает скорби к скорбям, как рождающая и ощущающая муки рождения» (В №60).

Необходимость плача для преуспевания в деятельном благочестии

Слезы, по учению святых отцов Церкви, должны сопровождать подвижника Христова от начала его исхода, во след подвигоположника – Христа до конца жизни: это – его пища и питье в сей юдоли плача и изгнания; это – доля падшего человека, неизбежная и неминуемая если не в сей жизни, то за гробом – на целую вечность».

Кто здесь не плачет о себе, – говорил св. авва Пимен, – тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений» (См. достопам. сказан., стр. 25, №41).

«Восплачем, братья, – увещевал Макарий Великий; – очи наши да проливают слезы прежде, нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела» (См. достопам. сказан., стр. 153, №33)!

Покаянный плач равно необходим и для очищения души, и для преуспеяния в добродетели. «Где нет плача, там нельзя уберечься от искушения», – сознавался св. авва Петр (См. достопам. сказан., стр. 233, №2). А Великий Пимен вообще утверждает: «Кто хочет очистить себя от грехов своих, – очищает себя слезами; и желающий стяжать добродетели, стяживает их слезами». Ибо плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: «плачьте! кроме сего пути нет другого»! (См. достопам. сказан., стр. 214, №119).

От чего рождается истинное умиление

Истинное умиление, то есть, плач не мучительный, а срастворенный отрадною надеждою на милость Божью, не иначе может родиться в душе, как при глубоком сознании своей виновности, пред беспредельною любовью Отца Небесного.

«Бог не требует, – говорит св. Лествичник, – и неугодно Ему, чтобы человек плакал от болезни сердечной, но хочет, чтобы из любви к Нему веселился он душевным веселием. Отними грех, – и излишни болезненные слезы чувственным очам. У Адама до преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда упразднится грех» (В №45). «Младенец, как скоро начинает узнавать отца своего, – весь исполняется радости. Если же отец по делам своим отлучится на время, и потом опять возвратится, то отрок бывает полон и радости, и печали; радости, – потому что видит любимого; печали, – потому что столько времени лишен был ласк доброго отца» (В №59). «Так и душа, – объясняет преп. Ефрем Сирин, – после долговременного разлучения с Богом, возбуждается к пролитию слез; от того, что наконец увидала Родителя, проливает она слезы, и преклоняет к себе Бога, ибо любит отеческое благословение, и таким образом очищается от всего» (Тв. св. отц. 1850 г, том 15, стр. 160). Поэтому, – слезы умиления текут из очей, при благоговейном взоре обратившейся души на любвеобильное лицо Отца Небесного. «Слезы в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – суть знамение милости Божьей, которой сподобилась душа своим покаянием, и – того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствие к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку; то очи не смогут произвести слез» (В сл. 30).

«Когда проливаешь слезы в молитве твоей, – свидетельствует преп. Марк Подвижник, – то Христос коснулся очей твоих, и ты получил умное зрение» (Христ. чтен. 1821 г., ч. 3, стр. 239). «У кого текут слезы умиления, – открывает наш отечественный подвижник, Саровский старец Серафим, – такового сердце озаряют лучи солнца правды Христа Бога» (В сказан. о жизни старца Сераф., 1844 г., стр. 60).

Итак, – «сокрушение есть дар Божий, – говорит Василий Великий, – подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить сию скорбь, – или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении, и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению» (Тв. св. отц. 1847 г, том 9, стр. 221).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру 

О памятовании смерти. Продолжение

Признаки надлежащего памятования смерти

Подпишитесь на нас: ВК | ОК | Telegram