«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ». Выпущенная более 120 лет назад, она находилась у монахов одного из афонских монастырей. Они подарили её Николаю Сальникову, старосте кировградского прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. Он, в свою очередь, принес книгу в редакцию газеты «Твой Континент».
Искушения тем, которые стараются утвердить в уме своем памятование смерти (продолжение)
«Сатана ненавидит сей помысел (т. е. памятование смерти), – говорит преп. Исаак Сирин, – и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке: Ибо знает коварный, что, если помысел сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются» (Слов. 86, стр. 501).
1. Так как памятование смерти в действии своем есть не что иное, как непрерывное устремление внимания ума и с ним всех сил души к будущей вечной жизни, то цель всех усилий искусителя состоит в том, чтобы развлечь внимание подвижника Христова, и направить оное к заботам житейским, или разорять по суетным предметам настоящего мира. «И потому, – говорит преп. Исаак, – если бы можно было, сатана отдал бы ему царства целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысел. И если мог, как сказано, – подтверждает св. отец, – то сделал бы это охотно» (Слов. 86, стр. 501). Следовательно, христианин должен твердо помнить, что при развлечениях и заботах решительно невозможно сохранить непрестанную память о смерти. «Кто намеревается навсегда удержать в себе памятование смерти и суда Божия, – говорит св. Лествичник, – а между тем предается заботам и вещественным развлечениям, тот подобен плывущему человеку, который в то же время хочет хлопать руками» (Слов. 6, №11).
2. Привязанность к чему бы то ни было в мире, подает искусителю повод занимать мысль подвижника благочестия не загробною, а настоящею жизнью. «Кто умер для всего, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – тот памятует о смерти; а кто еще привязан к миру, тот не перестает злоумышлять сам против себя» (Слов. 6, №21).
3. Враг сражается с нами и шуими и десными оружиями: не успевши развлечь внимание подвижника суетными мирскими заботами, он внушает ему заботливую, по-видимому, богоугодную попечительность о всяком брате во Христе, старается рассеять его внимание в многочисленных выражениях братской любви и услужливости. «Не желай, – предостерегает св. Лествичник, – всех уверить словами в любви твоей к ним, а лучше проси Бога, чтобы неведомым образом показал им любовь твою. Иначе же, не достанет у тебя времени на объяснения с людьми и на сокрушения» (Слов. 6, №22).
4. Обыкновенная, но – к нашему несчастию – очень нередко удачная хитрость коварного искусителя состоит в том, что он всеми мерами убеждает подвижника в крепости его здоровья и в благонадежном продолжении земной его жизни, и заставляет все – на дальше и дальше отлагать заботу о своем исходе, внушая в тоже время, что усиленными подвигами еще можно будет с избытком восполнить утраченное время. «Не обманывай себя, безрассудный делатель, – убеждает преп. Иоанн, – будто бы можно одно время заменить другим; ибо ни один день недостаточен к тому, чтобы собственный его долг вполне воздать Владыке» (Слов. 6, №23).
5. Памятование о смерти, особенно в начале и средине этого подвига, весьма прискорбно для нашего ветхого человека, которого оно как бы непрестанно закалает. «Постоянное развлечение мыслей, нам усвоившееся, и мрачное забвение непрестанно похищают мысль о смерти у начинающихся трудиться о частом воспоминании её. Когда же, познав эту кознь невидимых врагов, мы удержимся в спасительном подвиге, тогда увидим в себе новую против него брань, – помыслы сомнения в действительности и пользе подвига, помыслы насмешки и хулы, именующие его странным, глупым и смешным, – помыслы ложного смирения, советующие нам не отделяться от прочих людей поведением нашим. Если, по великой милости Божьей, победится и эта брань – самый страх мучительный, производимый живым воспоминанием и представлением смерти, как бы предощущением её, сначала необыкновенно тяжел для нашего ветхого человека: он приводит в ужас ум и воображение; холодный трепет пробегает по телу, потрясает, расслабляет его; сердце томится невыносимою тоской, сопряженною с безнадежием».(См. соч. епископа Игнатия. Том 2, стр. 731). Не должно отвергать этого состояния, не должно опасаться от него пагубных последствий. «Всякому начинающему жить по Богу, – говорить св. Симеон Новый Богослов, – полезен страх муки и рождается от него болезнь. Мечтающий положить начало без такой болезни и уз, не только полагает основание на песке своих деяний, но и подобен покушающемуся построить храмину на воздухе, вовсе без основания, – что невозможно. От этой болезни (страха и трепета смерти) вскоре рождается всякая радость; этими узами растерзываются узы всех согрешений и страстей; этот мучитель бывает причиною не смерти, но жизни вечной» (Сим. Нов. Богосл. Деят. гл. 66). Тяжесть этих внутренних скорбей подает искусителю повод, отвлечь подвижника от сего святого и многоплодного занятия: при таких обстоятельствах, невидимый враг напоминает подвижнику великую любовь Божью к людям, которая не требует от них каких-либо мучительных жертв. Потому предостерегает св. Лествичник: «Когда плачешь о грехах, – никак не допускай до себя оного пса (т. е. дьявола), который внушает тебе, что Бог человеколюбив! (мысль сия тогда только полезна тебе, когда видишь себя увлекаемым в глубокое отчаяние). Ибо у врага то намерение, чтобы не было у тебя ни этих слез, ни сего не страшного страха» (Слов. 6, №10).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру.
Почему всегда необходимо помнить о смерти
Почему важно памятование смерти