Как нужно молиться Богу и о чем? Ответ на этот вопрос мы ищем в книге «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству», написанной в Афонском Русском Пантелеймоновым монастыре и напечатанную в московской типографии И. Ефимова в 1893 году.
Данную книгу в редакцию «ТК» принес Николай Семенович Сальников, староста Прихода церкви во имя Иконы Владимирской Божией Матери, находящейся в Кировграде. По его просьбе Твой Континент публикует отрывки вышеуказанной книги.
Как нужно молиться Богу и о чем (продолжение)
Возстав ото сна, первая мысль твоя да будет благодарение Богу; с этой же мыслью и ко сну отходи, имея в уме, что одр твой, быть может, соделается гробом твоим. Прощение обид, даже самых тяжких, необходимо для успеха в молитве, памятуй слово Апостольское: «Солнце да не зайдет во гневе вашем (ЕФ. 4,26)».
Ангелом Господним открыто было одному из монашествующих о следующем образе молитвы Благоприятнейшем: прежде всего принесем искреннее благодарение Богу, потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; и наконец, да представляем Царю всяческих наши прощения.
Видим из св. Евангелия, что судья исполнил просьбу вдовицы, убежденный лишь неотступностью её; также и друг, который сначала отказал было другу своему в просьбе его, но когда тот, не отходя от него продолжал умолять, то он наконец уступил его настойчивости (Лук. 18,5). Притчами этими Господь научает нас, как мы должны поступать, дабы получить просимое.
Учители Церкви и все св. Отцы заповедали во время молитвы иметь смирение и сердечное сокрушение о своих грехах, и сказали: если человек в своем сердце не сознает себя грешником, то Бог не услышит его; это мы видим из молитвы фарисея и мытаря. Молитва, растворенная слезами смирения и покаяния, непременно будет услышана; изливаясь из души смиренной, она, по словам Премудрого, проникает облака и не останавливается, пока не дойдет до Господа.
Молитва смиренная отверзает небеса и преклоняет на милость разгневанное правосудие Божие: смиритесь пред Господом и вознесет вы (Иак.4:10).
Мытарь, когда молился, не дерзал даже и взглянуть на небо, или воздевать свои руки, но ударял себя в грудь, и исповедуя грехи, смиренно просил помилования; тогда как велеречивый фарисей исчислял мнимые свои добродетели и как бы требовал от Бога награды. Что же вышло? Тот помилован, а этот осужден.
«Помыслим, говорит св. Иоанн Златоуст: к кому мы приступаем и зачем? Что желаем получить? – Мы приступаем к Богу, при созерцании Коего Серафимы отвращают лица, не имея сил сносить сияние; приступаем к Богу, Который живет во свете неприступном и приступаем для того, чтобы Он избавил нас от геенны, отпустил нам грехи наши, освободил нас от нетерпимых наказаний и даровал нам небо и его блага».
Итак, припадем к Нему и телом и мыслью, чтобы Он Сам воздвиг нас лежащих, будем беседовать с Ним с кротостью и со всяким смирением (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 51 на Мф. в русском переводе. Часть 2, с 879).
Продолжение следует…
P.S. Некоторые страницы книги, из-за её почтенного возраста и популярностью у монахов Афонского монастыря, буквально зачитаны до дыр либо вовсе отсутствуют. Поэтому иногда мы прибегаем к помощи интернет ресурса Азбука.ру