В последнее время телефонные мошенники все чаще стали использовать специальное программное обеспечение, которое скрывает настоящий номер звонящего, а на экране сотового отражается официальный номер банка.
Как распознать обман и не попасть на их уловки?
Чаще всего мошенники звонят в неподходящее время, узнав перед этим информацию о собеседнике из открытых источников, например, из социальных сетей. Преступники представляются сотрудниками банковского учреждения и сообщают о подозрительной операции, якобы произведенной по карте потенциальной жертвы. Они просят сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС. Мошенники, как правило, торопят и запугивают собеседника, оказывают на него психологическое давление. Когда преступники узнают нужную информацию, они получают доступ к счету и снимают с него деньги. Следует отметить, что если клиент сам сообщит свои секретные данные, вернуть деньги через банк уже не получится.
Нередко мошенники звонят от имени Банка России и рассказывают о причитающихся собеседнику выплатах, например, за ранее совершенные покупки. Похожие случаи происходили на Урале. Так, местного жителя в течение недели уговаривали перевести на «платежную карту Банка России» 106 000 рублей «для оплаты перевода» в качестве оплаты за доставку компенсации в размере 530 000 рублей.
«Номер телефона, с которого звонили мошенники, определялся у мужчины как номер одного из отделений Уральского главного управления Банка России. Изначально он поддался уговорам и перечислил около 5 тыс. рублей. Но потом решил посоветоваться по поводу перевода оставшейся суммы и набрал настоящий номер отделения. В результате выяснилось, что из Банка России ему не звонили. Мужчине рекомендовали обратиться в органы внутренних дел», — сообщили в Уральском главном управлении Банка России.
Стоит помнить о том, что Банк России не работает с физическими лицами. Сотрудники мегарегулятора никогда не будут звонить гражданам и предлагать совершить какие-то операции.
При звонках преступники обычно используют «облачную АТС», которую можно купить у любого оператора. Мошенники оформляют ее на одноразовую сим-карту и через веб-интерфейс меняют свой номер на официальный номер банковского учреждения.
Чтобы телефонные мошенники не смогли получить доступ к вашим деньгам нужно соблюдать основные правила. В первую очередь, нужно проверить, действительно ли звонит сотрудник коммерческого банка. Узнайте у него ФИО, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Но не перезванивайте на тот номер, с которого был звонок. Наберите телефон горячей линии банка вручную. Номер написан на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка.
Не нужно верить звонившему, паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее.
Ни под каким предлогом не сообщайте никому свои личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию своего банка.
Никогда не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
Отдел по связям с общественностью Уральского главного управления