Дошли и до гордости. О ней пойдет речь в этом отрывке из книги «Маргаритъ». Николай Сальников привез эту книгу из Греции. Там, в одном из монастырей на горе Афон, ему подарили её монахи. Николай Сальников является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. По его просьбе «ТК» продолжает публикацию отрывков из вышеуказанной книги.
О гордости
Гордость есть, как говорит Св. Лествичник, отступление от Бога, бесовское изобретение, погубившее изобретателя, отгнание Божьей помощи, источник гнева, дверь лицемеря, грехов хранительница, хулы корень, упорство в своих мнениях. Кто одержим сею Богопротивною страстью, от такового нередко отходят все прочие страсти, ибо одна она, т. е. гордость, все их заменяет.
Кто превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати, то хотя бы он и мертвых воскрешал, но, если не признает души своей бесчестною и уничиженною и себя нищим по духу и мерзким, окрадывается он злобою, сам не зная того. Св. Лествичник говорит, что таковым приличествует повиновение и грубое и бесчестнейшее пребывание, и прочтение о вышеестественных исправлениях Св. Отцов. Может быть, хотя чрез сие, будет сим недугующим малая ко спасению надежда. Противится гордости сокрушение сердечное, а наипаче самоукорение. Безумие крайнее кичиться Божьими дарованиями, таковые как недостойные лишаются их.
Гордый подвижник подобен яблоку, снаружи красотою блестящему, а внутри сгнившему.
Дьявол не имеет нужды искушать гордого, потому что он сам себе сделался врагом и супостатом. Как тьма чужда света, так гордый чужд добродетели.
Иные ослепленные гордостью считают себя святыми, и только в час смертный несчастные познают свою погибель.
Некто, боримый помыслами гордости, написал на стене наименование высочайших добродетелей, и прочитывая оные, воздыхал о своем убожестве.
До конца своей жизни должно памятовать о грехах своих, не приводя впрочем себе в подробности совершение их, особенно плотских грехов. Памятование о грехах отражает помыслы гордости.
Блудных исправляют люди, лукавых Ангелы, а гордых один Бог. Кто не имеет послушания, не отсекает своей воли, не терпит укорений, бесчестий и поношений, тот не возможет стяжать истинное смирение. Как от огня не рождается снег, так и ищущие земной славы, – небесной наслаждаться не будут. Св. Ефрем Сирин сказал о гордости: «кто ею исполнен, в том невидимо водворяется лукавый».
Не допускай в себя недуга гордыни, чтобы враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Смиренномудрием очисти ум свой от этого смертоносного яда.
Начало и конец худого, – высокоумие. Этот нечистый дух изворотлив и многообразен, употребляет всякие усилия возобладать всеми, каждому, каким кто идет путем, ставить сеть. Мудрого уловляет мудростью, богатого – богатством, благообразного красотою, красноречивого – красноречием, имеющего приятный голос – приятностью голоса, художника – искусством, оборотливого – оборотливостью. Подобным сему образом не перестает дьявол искушать и проводящих духовную жизнь, и ставить сеть: отрекшемуся от мира – в отречение, воздержному – в воздержании, безмолвнику – в безмолвии, нестяжательному – в нестяжательности, многоученому – в учености, благоговейному – в благоговении, сведущему – в знании. Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Посему, где эта жестокая страсть укоренится, ни к чему негодным делает человека и весь труд его. Господь для победы над гордостью дал нам смиренномудрие, состоящее в том, чтобы мы ни сделали, считать себя рабами непотребными.
Гордость – потеря любви к Богу и ближним, Богоотступничество, помрачение ума, лжеименная философия, смерть души.
Гордость, как говорит Св. Златоуст, все житие наше нечистым сотворяет, хотя бы чистоту, девственность, пост, молитву, милостыню и другие добродетели творили мы.
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру