О молитве. Продолжение разговора о духовной практике, позволяющей приобщиться душою к Богу. По просьбе Николая Сальникова, старосты кировградского прихода церкви во Имя Владимирской Иконы Божией Матери, «ТК» публикует отрывки из книги «Маргаритъ», написанной монахами одного из Афонских монастырей в начале прошлого века.
Почему одним молитва дается легко, а другим с большим трудом
Молитвенное расположение есть дар Божий; но, смотря на степени сердечной чистоты и приемлемости, иные скоро чувствуют в себе присутствие сего дара, и тогда молитва бывает неизреченно сладостна и утешительна, а другие должны много потрудиться, чтобы возбудит в себе это благодатное чувство.
Различное действие благодати в этом отношении приводит к мысли о мудром домостроительстве Божьем: если дар получается без труда, то мы не всегда ценим его и легко утрачиваем, a приобретаемое усиленными трудами храним, как драгоценное сокровище. Хорошо молиться, когда Господь дарует слезы умиления, в подобные минуты всего лучше, подражая жене грешнице, мысленно припадать к стопам Распятого и омывая их слезами покаяния, просить отпущения бесчисленных своих согрешений, и при этом ни во что вменять ничтожные свои добродетели, но всю надежду, все упование возлагать на одно беспредельное Божье милосердие, покрывающее все грехи наши.
Сколько бы ни богоугодно было, по мнению нашему, молитвенное наше прошение, сколько бы ни глубока была наша скорбь, об избавлении от которой молим мы Господа; но исполнение прошения нашего должны мы предоставить совершенно Промыслу Божьему, памятуя слова Божественного Искупителя: Отче мой, аще возможно есть да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не яко же Аз хощу, но яко же Ты (Мф.26:39).
Вот высший образ совершеннейшей молитвы, в которой выражается всецелая беспредельная преданность воле Божьей! В случае особых нужд, должно по примеру Спасителя молиться до трех раз, как Он молился в Гефсимании перед страданиями Своими.
Для человека, обремененного скорбями, нет лучшего утешения, как молитва. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак.5:13). Если беседа с другом утоляет скорбь, то не тем ли более с Самим Создателем, истинным Утешителем души. С трудом приобретается навык к внимательной не развлекаемой молитве, и когда оный усвоится, то молитва делается источником непрестанного духовного утешения. Светило подвижников, св. Макарий Египетский, собственным опытом изведавший духовные утешения, следовавшие за молитвою, говорит о сем так: иногда огонь молитвенный возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее; светильник сей, всегда горя и светя, по временам делается яснее, более возжигается от упоения благодатью Божьею, а в другое время сияние свое издает бережливо; в иное же время свет сей, явясь в сердце, отверзал внутренний, глубочайший и сокровенный свет, почему человек, всецело поглощенный этою сладостью и этим созерцанием, не владеет уже собою.
Описание такого блаженного молитвенного состояния не вполне доступно понятиям людей, мало упражнявшихся в молитве, а кто с прилежанием и смирением подвизается в этом святом занятии, у того отверзаются внутренние духовные очи и открываются ему тайные неведомые дела Божьи. Но скажем, если и всегда нужны духовные руководители, то тем более в молитвенных подвигах, дабы по удобопреклонности нашей к возношению, вместо благодати, не принять прелесть духа злобы, преобразующегося в Ангела светлого, как сказал св. Апостол Павел (1Кор.2:11–14).
В статье иногда используются материалы сайта Азбука.ру.
И снова о вере в Бога. Отрывок из книги «МАРГАРИТЪ», продолжение