О покаянии

758
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ТК» начинает новый большой раздел серии материалов о вере в Бога — «О покаянии». В его рамках будут публиковаться отрывки из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству». Книге уже более 130 лет. Она оказалась в редакции с лёгкой руки старосты прихода храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, Николая Сальникова.

автополис
автополис

О покаянии (продолжение)

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!...

mebelux

а) Что есть покаяние, по учению святых отцов?

«Покаяние есть возвращение», – говорит св. Иоанн Лествичник. «Покаяние есть обещание Богу нового жития. Покаяние есть примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. Покаяние есть очищение совести» (Леств. В сл. 5, №1). Преп. Исаак Сирин говорит, что людям по крещении дано покаяние – потому что оно есть второе возрождение от Бога, и то дарование, залог которого приняли мы от веры (в св. крещении), приемлем (вполне) покаянием» (Твор. св. отцов в русск. Перев., том 23, сл.83, стр.482).

б) Сущность подвига покаяния

Под именем покаяния, как нравственного совершенства и доблестного подвига в деятельной благочестивой жизни, святые отцы разумеют не частное очищение греховной совести на исповеди, а продолжительное истязание её и непрестанное взывание к милосердию Божьему, сопровождаемое всегдашним сокрушением сердца о содеянных беззакониях. «Покаяние есть, – говорит св. Иоанн Лествичник, – добровольно осуждающий себя помысел. Кающийся есть непостыдный осужденник. Кающийся есть изобретатель наказания для себя самого. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Покаяние есть непрестанная безнадежность в телесном утешении. Покаяние есть сильное утеснение чреву и поражение души, при чувстве мужественном» (в №1).

в) Необходимость всегдашнего покаяния

Необходимость покаяния, как непрестанного очищения греховной совести, очевидна для всякого. Если в царствие Божие, по словам св. Писания, не имать внити всяко скверно (Откр.21:27), а между тем, кто из нас чист от скверны, аще и един день жития его на земли (Иов.14:15); то как нам не страшиться грозного приговора всеведущего Судьи: аще не покаятеся, вси погибнете (Лк.13:3)? «Покаяние есть дверь милости, – говорит преп. Исаак, – открытая усиленно ищущим его; сею дверью входим в милость Божью; кроме этого входа не обретем милости: вси бо, по слову божественного Писания, согрешиша, а оправдаеми туне благодатию Его» (Рим.3:23–24).

г) Начало и пределы покаяния

Преподобный Исаак Сирин так определяет весь круг деятельности подвижнического покаяния: «Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха; страх же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ; а когда достигнем, тогда оставит он нас и возвратится. Рай есть любовь Божья, в которой наслаждение всеми блаженствами» (в сл. 83, стр. 482). «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх (праведного наказания за грехи) вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни, и ведет к божественной пристани; которая есть любовь. К сей пристани приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш совершен и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой» (сл. 83, стр. 482).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру

О подвигах и видениях

О вере в Бога: как нужно молиться (продолжение)

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram