От чего теряется плач покаянный

589
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

«ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». Николай Сальников, староста прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, привез её из афонского монастыря. По его просьбе «ТК» начал серию материалов для православных христиан об истинной вере в Бога.

автополис
автополис

От чего теряется плач покаянный

«Имея дарование плача, – предостерегает св. Лествичник, – удерживай его всею своею силою. Ибо прежде совершенного усвоения, он крайне легко отъемлется, и как воск от огня, удобно тает от мятежей и забот телесных, от роскоши, особливо же от многоречия и смехотворца» (Сл. 7, №5). Ибо «если смиренномудрию ничто так не содействует, как плач; то, без сомнения; ничто так не противодействует, как смех» (№8). «Кто иногда плачет, а иногда роскошествует и смеется, тот походит на человека, который во пса сластолюбия кидает вместо камня хлебом; по видимости, он гонит его прочь, а в самом деле манит к себе» (№14).

mebelux

«Не будь подобен, – продолжает св. отец, – погребающим мертвых, которые то плачут о них, то упиваются ради их; но будь подобно узникам в рудокопнях, которые ежечасно терпят побои от приставленных служителей» (№13).

«Есть вещи, – замечает он же, – которыми иссушаются у нас источники слез, и есть другие вещи, от которых, порождается в них тина и гады. От первых Лот впал в беззаконный союз с дочерями своими; а от последних дьявол пал с неба» (№67).

«Кто надмевается в душе слезами своими, и сам в себе осуждает не проливающего слез, тот подобен человеку, который испросил у царя оружие на врага своего, и убивает им себя» (№44). «Получив слезы, – убеждает также св. патриарх Геннадий, – храни их всею твоею силою; берегись объедения и пьянства, наипаче же осуждения всякого человека. Наблюдай своему делу, а человека, которого создал Бог, не суди» (Тв. св. отц. 1845 г, стр. 1–13).

«Плачущие, – утверждает св. Лествичник, – никогда не будут петь и громко взывать к самим себе в песнопениях; потому что всем подобным сему расстраивается плач» (Сл. 7, №52). Часто одно слово превращало плач; но чудно было бы, если бы одно же слово и возвращало его» (№60).

«Плачущим, – утверждает он же, – неприлично богословствование; ибо оно, обыкновенно, полагает конец плачу. Богословствующий уподобляется учителю, сидящему на кафедре, а плачущий подобен проводящему дни свои на гноище и во вретище» (№24).

Св. авва Исайя подробно перечисляет признаки отсутствия страха Божия, и истинного сокрушения в сердце христианина: «Если быв оскорблён, ты приходишь в негодование; то не творишь истинного покаяния. Если скорбишь о похищенных у тебя вещах; то нет в тебе страха Божьего. Если возмущаешься, когда кто-либо ложно обнесет тебя; то нет в тебе страха Божьего. Если охотно слушаешь похвалы себе, то нет в тебе страха Божьего. Если в разговорах с другими – хочешь, чтобы слова твои взяли перевес; то нет в тебе страха Божьего. Если огорчаешься, что слова твои пренебрегаются; то нет в тебе страха Божьего. Ибо все это означает, что ветхий человек еще в силе в тебе, и что нет того, кто изгнал бы его и воспринял истинный и богоугодный плач. Надобно открыть очи ума, чтобы нам познать самим себя и понять, что тот – враг Бога, кто следует своей воле. Если будешь хранить заповеди Божьи и направлять по воле Его дела свои; если уразумеешь, что не можешь благоугодить Его величеству сам собою; если непрестанно будешь иметь грехи твои пред глазами: – то найдешь защиту против врага твоего, старающегося сразить тебя гордостью, чтоб считал ты себя праведным: – и сохранишь в целости здание, созидаемое плачем покаяния. Тогда поймешь, что ты познал самого себя и – то, где ты находишься; и – сердце твое не будет превозноситься, как будто оно одержало победу. Ибо доколе человек не предстанет на суд и не услышит определения и не познает своего места, дотоле не может знать, угоден ли он Богу, или – нет. Человек никогда не должен доверять себе; напротив, должен быть в страхе и беспокойстве, доколе находится в теле. Блаженны, кои никогда не полагаются на дела свои, но, всегда объемлемые страхом, не дерзают пред Богом, и – познав Его величие и собственную немощь, стараются покоряться Его воле, как Сам Он хочет, и в таком притрепетном чувстве оплакивают самих себя, а других не судят, но предоставляют суд Богу – Судье!» (Христ. чтен. 1847 г., ч. 4, стр. 375).

Вот сколько, по-видимому, и неопасных случаев потерять плач, добытый иногда с великим трудом! Поэтому нельзя предаваться беспечности, и обладая уже сим драгоценным сокровищем. «Неопустительно храни в себе блаженную и веселящую печаль святого сокрушения, – возбуждает св. Лествичник, – и не прекращай над нею своего делания, пока тебя, превознесенного над здешним, не представит она чистым Христу». (Сл. 7, №9). Для сохранения и удержания богодарованного дара слез, святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, а не изменять произвольно подвиги деятельного благочестия. Преп. Феодор Енатский сказывал, что – «он знал инока, безмолвствовавшего в келье и имевшего рукоделием – плетение веревок. Когда этот инок сидел и плёл веревку, занимаясь умною молитвою; то приходили ему слезы. Тогда он вставал для молитвословия; но – при этом слезы прекращались. Брат садился и принимался за веревку, сосредоточивая в себе мысли, и – слезы опять приходили. Равным образом, когда он сидел и читал, – приходили слезы; он вставал на молитву, и – слезы немедленно прекращались. Только он снова принимался за книгу, – слезы возвращались»… По поводу этого преп. Феодор заключает: «справедливо наставление святых отцов, что плач – учитель: он научает всякого человека тому, что ему полезно» (См. Алфавитный патерик: Феодор Енатский).

Продолжение е следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру

Средства, возбуждающие сердечные сокрушения

Покаянный плач

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram