Какие бывают предлоги к чревоугодию? Об этом пойдет речь в настоящей статье, которая является продолжением серии материалов о Боге. Напомним, по просьбе Николая Сальникова, старосты приходы кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, ТК публикует отрывки из книги «Маргаритъ».
Предлоги к чревоугодию
Страсть чревоугодия, низкая и безобразная в настоящем своем виде, любит прикрывать себя благовидными предлогами. Но богомудрые отцы подвижники обнаруживают ее под всяким благовидным покровом, и учат нас неопытных удаляться от приманок чревоугодия.
1. Обыкновенный предлог к чревоугодию – воображаемая слабость тела и малодушное опасение на счет своего здоровья. Против этого предлога св. Лествичник узаконивает: «Пока плоть во всей еще силе, – будем ее изнурять во всякое время и на всяком месте, когда же она усмирилась (чего не полагаю возможным до гроба); тогда будем скрывать свое делание» (Сл. 14, №10). «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало; иначе и воздержание кончится стыдом» (№17).
2. Нередко оправдывает себя чревоугодие примером и благословением неопытных пастырей и духовников. «Видел я, – говорит преп. Иоанн, – престарелых иереев, вовлеченных в обман демонами; и они юным, которые у них были в подчинении, на пиршествах, с благословением, разрешали на вино и на прочее. Если разрешающие засвидетельствованы о Господе, – советует на этот случай св. отец, – то и мы разрешим в меру. Если же они нерадивы, то не будем домогаться их благословения, особливо же, когда плотская брань наша в самом пылу» (№11).
3. Часто гостеприимство и странноприимство служат благовидным предлогом чревоугодию. «Если пришел странник, – говорит св. Лествичник, – то чревоугодник весь подвигнут к любви из чревоугодия, и разрешение для себя почитает утешением брату. Рассуждает, в чьем присутствии разрешить на вино, и думая скрыть добродетель, делается, рабом страсти» (№8).
4 Почти всегда чревоугодие христианские праздники и дни всеобщего духовного веселья поставляет как будто в законное извинение себе. «Иудей радуется субботе и празднику, – описывает св. Лествичник; – а христианин чревоугодник – субботе и дню воскресному; заранее вычисляет день Пасхи, и за несколько дней готовить уже снеди. Раб чрева высчитывает, какими снедями будет праздновать, а раб Божий – какими дарованиями обогатится» (№7). «Время веселья и утешения совершенному – отложение всякого попечения; подвижнику – время борьбы; рабу страстей – праздник праздников и торжество торжеств» (№15).
5. Иногда является несвоевременный и неестественный позыв на пищу, который, как бы некоторая необыкновенная болезнь, требует непременно удовлетворения. «Хотеть есть прежде времени – явный признак страсти чревообъедения», – уверяет преп. Иоанн Провидец (Варсонуф. В. в отв. 88). От чего же бывает этот болезненный голод? «Знай, – отвечает св. Лествичник, – что часто демон вселяется в желудок, и делает, что человек не насыщается, хотя бы объел весь Египет и выпил реку Нил. Но, по принятии пищи, сей нечистый дух удаляется» (№27). Посмейся демону, который, по вечери, внушает тебе мысль – впредь позднее принимать пищу; ибо на следующий же день, при наступлении девятого часа (т. е. 3-го по полудни), отречется от распоряжений предыдущего дня» (№13).
6. «Нередко тщеславие объявляет вражду чревоугодию, – открывает св. Лествичник, – и ссорятся они между собою за бедного подвижника, как за купленного раба. Одно принуждает разрешить, а другое предполагает выставить на вид свою добродетель» (№9). Как поступать в таком опасном положении? «Когда тщеславие сильно восстает против нас, – учит блаженный Диадох, – находя случай к обнаружению своего злого свойства в прибытии некоторых братий, или какого-нибудь странника; тогда полезно делать в надлежащей мере послабление обыкновенной диете. Ибо через сие и демона заставим отойти без успеха и даже жалеть о своем покушении, и исполним закон любви – в точности, и чрез послабление не откроем, тайны воздержания» (Христ. чтен. 1827 г., ч. 28, стр. 40, гл.46).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру