О свойстве истинного поста сегодня пойдет речь. По просьбе Николая Семеновича «ТК» публикует отрывки из книги «Маргаритъ». Староста прихода кировградского храма во Владимирской иконы Божией Матери привез её из монастыря на горе Афон.
Свойства истинного поста
Истинный пост полагает свою печать на все внешнее и внутреннее поведение подвижника. «Мера воздержания, – говорит преп. Иоанн Провидец, – не ограничивается только пищей и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства; во всем этом должна быть мера воздержания» (В отв. 81). «Как скоро начнет кто поститься, – описывает преп. Исаак, – вожделевает уже с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом. Ибо тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей. Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помысел его поучается в умилении, сердце его источает молитву, на лице у него грусть, и срамные помыслы далеки от него, не видно веселости в очах его, враг он похотей и суетных бесед. Никто никогда не видал, чтобы рассудительный постник стал рабом худого вожделения» (В сл. 21, стр. 111).
Кто старается быть чистым во всех членах своего тела, – говорит Антонии Великий, – кто истинно благочестив, и удаляется всего, что оскверняет тело, тот может сказать с Давидом: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? (Пс.34:10); такой человек обуздывает все свои чувства, не позволяет им господствовать над собою; и возлагает на них иго Господне. Он не позволяет взорам своим обращаться ко злу, и не смотрит на женщину с похотью; не обращает слуха своего к клевете, ко внушениям дьявола, и ко всем его мыслям, которые он влагает в душу; напротив, он всегда внимателен к спасительным наставлениям Иисуса Христа, и приносит собою приятное благоухание Ему. На уста свои он налагает печать молчания, и не позволяет им произносить слова безрассудные. Руки свои он обращает на дела милосердия и истины. Его ноги ходят для исполнения заповеди Господней: Аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два (Мф.5:41).
2. Правильный пост совершенно чужд тщеславия и расслабления. «Касательно поста скажу, – учит Варсануфий Великий: – осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть; и если и в том не вредит тебе, – пост твой правильный» (В отв. 841). Испытывая расслабление от поста, нужно помнить, что немощь бывает и естественная, и от демонов: если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, – учит св. отец, – это – от демонов; в противном случае, это – немощь естественная» (В отв.98). О тщеславии же в посте вот что говорит преп. Исидор: «Если подвизаетесь в посте как должно, – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо: ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться» (Достопам. сказан., стр. 96, №4).
3. В посте должно мужественно и благоразумно удаляться от всякого человекоугодия. Прекрасные наставления об этом предлагает преп. Иоанн Провидец: «Ходя в премудрости принимай всех, не подавая никому соблазна, по примеру Апостола, сказавшего, что он был угоден и Иудеям, и эллинам, и церкви Божьей (1Кор.10:32). Время наше уклонилось к телесному покою и к насыщению чрева, которые рождают все страсти, храни же себя от приходящих по такому поводу, мирские ли то будут, или братия, или отцы. Когда случится прийти им, то не слишком угощай их и не совсем отвергай; когда же то будет человек, приходящий собственно с этою целью, то устранись от него: полезнее тебе, чтобы тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели чтобы назвали сластолюбцем. Итак, принимай всех с приличной приветливостью, показывая лишь вид, что вкушаешь наравне со всеми, вкушая однако же менее надлежащего. А если кто будет принуждать тебя, скажи ему: «Апостол говорить: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18); отцы говорят: молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти!» – Сохраняй себя от тех, которые говорят: если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть! «и со всяким смиренномудрием проси такого, говоря: Апостол сказал: ядый да не укоряешь не ядущего, Господеви бо не ясты и не ядый ядущего да не осуждает, Господеви бо яст и славит Бога (Рим.14:3–6), и как то и другое делается во славу Божью, то оба они и честны у Бога. А потому, пусть каждый, ради любви Божьей, вкушает и пьет сколько ему угодно, а меня, сделайте милость, не принуждайте, ибо я немощен и не могу более». Итак, будь благоразумен в отношении приходящих: тебе надобно иметь разумение и мудрость, дабы о каждом познать, для чего и как пришел он: ради ли Бога, или ради пищи» (Варсонуф. В. в отв. 590).
4. В посте всячески должно избегать осуждения не постящихся, равно как и вкушающие не должны порицать постящихся. Тот же преп. Иоанн Провидец наставляет вкушающих: «почему вы не думаете о братьях постящихся хорошего, в назидание свое, говоря себе: «мы нерадим, а братья наши воздерживаются, равно как и братия, ранее встающие из-за трапезы, должны помышлять о вас хорошее, говоря: «Горе нам! мы встаем по немощи, а братья наши хотя и более нас едят, но от сего не получают вреда, ибо все делают с рассуждением». Таким образом и те, и другие избегают угрозы, заключающейся в изречении Господнем: не судите, да не судимы будете (Мф.7:1), и не нарушают слов Апостола: ядый не ядущего да не укоряет и проч… (Рим.14:3) (Варсонуф. В. в отв. 543).
5. Телесный пост облегчается постепенным навыком к воздержанию; но он не имеет никакой заслуги без поста внутреннего – духовного. Кто обременяет чрево свое пищей, – говорит св. Лествичник, – тот расширяет свои внутренности; а кто борется с чревом, тот сжимает их. Когда же внутренности сжаты, тогда немного будут принимать в себя, и естественно уже делаемся мы постниками» (№25). Но если внутреннее делание по Богу не может человек, – уверяет Варсануфий Великий – то напрасно он трудится во внешнем посте! Потому-то и Господь сказал: не входящее в уста сквернит человека: но исходящее из уст (Мф.15:11). Ибо внутреннее делание с болезнью сердечною производит истинное безмолвие сердца» (В отв. 210). Посему советует св. отец: «Что касается до внешнего поста, то преклони выю твою, вспоминая жизнь отцов и их бдения, смирись сердцем, и если можешь, потерпи до девятого часа (т. е. до 3 пополудни), а если не можешь – то не заботься; старайся же сохранять пост внутреннего человека, исполняя заповедь: еже не снести от древа, и предохранять себя от других страстей. Сей пост внутреннего человека приятен будет Богу, и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (В отв. 509).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру