О подвиге памятования смерти пойдёт речь в этой статье. «ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ». Напомним, что книга оказалась в редакции благодаря Николаю Сальникову, старосте прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. Того самого, старенького храма, который стоит на улице Революционной. Новый планируется построить по улице Мамина-Сибиряка, ниже ледовой арены. В настоящее время идёт сбор средств на его строительство. Более подробную информацию вы можете найти в группе ВК «Приход во имя Владимирской иконы Божией Матери«.
В чем состоит подвиг памятования смерти
Под именем памятования смерти св. отцы разумеют не частную мысль о смерти и её последствиях, мысль, которая нередко тревожит всякого грешника и от которой он «старается как можно скорее избавиться; не разумеется даже и несомненная уверенность в смерти как в неизбежной участи всякого человека, уверенность холодного ума, смотрящего на все в отвлечении – как бы вдали, не касающейся до него; не разумеется наконец и самое чаяние близкой смерти, наводящее ужас на нашего телесного человека. Нет! Под этим отцы Церкви разумеют особенное духовное созерцание, которое удобнее чувствовать по спасительным его действиям на душу, нежели определить и выразить словами.
«Будем разуметь это, – говорить преп. Исаак, – не о том первом помысле, который напоминанием своим возбуждает в нас память смертную, но о полноте сего дела, когда влагает оно в человека неотлучную память о смерти, когда помышлением о ней человек поставляется в состояние непрестанного удивления.
Первый помысел есть ничто телесное, а сей последний есть духовное созерцание и дивная благодать. Сие созерцание облечено светлыми мыслями. И кто имеет оное, тот не входит более в разыскания о сем мире, и не привязан к своему телу» (Слов. 86, стр. 501).
Вследствие такого чудного созерцания загробной участи своей, пришедшей уже в чувство раскаяния, но тем еще живее сознающий себя совершенно непотребным, христианин в духе веры ежедневно приносит в жертву Богу Спасителю всю свою жизнь.
«Памятование смерти, – говорит св. Лествичник, – есть ежедневная смерть; и памятование своего исшествия есть ежечасное воздыхание» (Слов. 6, №2). Вот в чем сущность этого высокого подвига!
Необходимость сего подвига для нравственного совершенства
Преп. Исаак сказал в вышеприведенном месте, что никакое доброе движение не может родиться в душе без мысли о смерти, что эта мысль есть некая благодатная сила, и возбуждающая и поддерживающая человека в трудных подвигах добродетели, и что она возносит человека над всем тленным и переходящим – на такую высоту, где он живо ощущает в душе своей веяние уже будущей вечной жизни.
После такого высокого значения памятование смерти в нравственный жизни человека, «некоторые недоумевают, – говорит св. Лествичник, – и спрашивают: почему, когда памятование смерти так благотворно для нас, Бог скрыл от нас предвидение смертного часа? Но они не знают, что Бог дивно устраивает сим наше спасение.
Тем-то именно и спасительна мысль о смерти, что ни время, ни обстоятельства, ни свойства, ни последствия нашей смерти нам неизвестны; и в таком виде непрестанное памятование смерти не только весьма благотворно, но и крайне необходимо в истинно благочестивой жизни. «Как хлеб, – говорит св. Лествичник, необходимее всякой другой пищи: так мысль о смерти нужнее всякого другого делания» (Слов. 6, №4).
«Невозможно, говорят, невозможно провести настоящий день благочестиво, если не почитаем его последним днем всей жизни. И подлинно удивительно, что даже и язычники говорили нечто подобное, ибо так определяли любомудрие: «оно есть размышление о смерти» (Слов. 6, №24).
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру
О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений