«ТК» продолжает публикацию отрывков из книги «Маргаритъ» по просьбе Николая Сальникова, старосты прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери.
В чем состоит пост по мнению святых отцов церкви
Принимать пищу ежедневно. Великий подвижник авва Пимен советует: «Надобно, по моему мнению, есть каждый день, но есть немного, не досыта. Отцы постились и по три дня, и по четыре, и даже по неделе; но все это испытали, как сильные в добродетели, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали нам путь царский, ибо он удобнее для нас» (Достопам. сказан., стр. 196, №31). А преп. Феодор Студит доказывает, что такой пост нисколько не унижает величия подвига: Аще случится рещи кому, яго, еже ясти на всяк день единою, не испадет ли как от совершенства воздержания? – Ни, да не убоится: аще бо было то сице, не бы повелел нам Христос, в молитве – Отче наш, просить нужную пищу на всяк день, или не приносил бы ворон пророку Илии на всяк день пищу, ниже божественному Павлу Фивейскому, ниже Великий Антонии предпочел бы ясти по малу на всяк день, паче неже да пребудет постен три и четыре дней и семь. Убо еже на всяк день питаться, нет несовершенных, но и зело совершенных, по правилу и чину, его же показахом: обаче добре и боголюбне суть вся наша от божественных отцов исправлена» (В оглас. поучении 48, изд. 1853, стр. 151).
В случаях общего торжества, или радушного гостеприимства как должен добрый христианин есть и пить все во славу Божью? «Когда кто славить Бога памятованием о Благодетели, – ответствует Василий Великий, и таким душевным расположением, при котором и телесное положение свидетельствует, что человек вкушает не беззаботно, но как бы имея зрителем Бога; а равно и целью вкушения, когда ест не для удовольствия, как раб чрева, но как делатель Божий, для бодрости в делах, совершаемых по заповеди Христовой» (Крат. Правило Василия В., вопрос 196).
При случайных излишествах и неосторожном невоздержании, не скорбеть о нарушении поста, а стараться вознаградить его. Должно снисходить душе своей в её немощах и несовершенствах, – рассуждает затворник Серафим, – и терпеть свои недостатки, как терпим других, но не облениться, и побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или что другое подобное сему, сроднее слабости человеческой, сделал, не возмущайся сим, и не прилагай ко вреду вред; но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: блажен не осуждаяй себе, о нем же искушается (Рим.14:22) (Сказание о жизни Серафима, стр. 54). Авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где упросили их вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик увидел воду на дороге и хотел пить. Старец говорит ему: «3axapий, ныне пост!» Разве мы, отец, не ели? – отвечал ученик. «Ели, но это было дело любви, – сказал старец; а теперь, сын мой, должны мы соблюсти пост свой» (Достопам. сказан., стр. 259, №1). Когда авве Макарию случалось быть с братию, он полагал себе за правило: если будут пить вино, выпить для братии; но – за один стакан вина целый день не пить воды! Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостью принимал оное, чтобы после мучить себя» (Достопам. сказан., стр. 144, №10). Вот как поступали великие постники!
При расслаблении тела от подвигов, либо от болезни, вовсе не держать поста. «Тело, изможденное подвигами, или болезнями, – учит затворник Серафим, -должно подкреплять умеренным сном, пищей и питием, не наблюдая даже и времени». Иисус Христос, по воскрешении дщери Иаировой от смерти, тут же повелел дать ей есть (Лк.8:55)» (Сказание о жизни Серафима, стр. 54). «Что такое пост, – рассуждает Великий Варсануфий, – как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое, и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немощетвую, тогда силен есмь (2Кор.12:10). А болезнь, более сего наказания, и вменяется вместо поста и даже более – тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога, и через терпение получает плод спасения своего; ибо, вместо того, чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари Бога, что ты (болезнью) освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это; ибо поступаешь так не по внушению демонскому, и не по расслаблению помысла, но случается сие с нами к испытанию нашему и к душевной пользе» (В отв. 169).
Укрощению чрева способствуют, по указанию св. Лествичника, труды, бдение и памятование смерти. «Когда будет одолевать тебя голод, – наставляет он, – укрощай его трудами; если же невозможно сие по немощи, – борись с ним бдением. Если глаза отяжелили, – берись за рукоделие; но, если нет сна, – не касайся до рукоделия: потому что невозможно занять ум Богом и мамоною, то есть, и Богом и рукоделием» (В сл. 14, №26). «Садясь за трапезу, наполненную яствами, изведи на среду памятование смерти и суда: ибо едва и сим остановишь несколько страсть. Вкушая питие, не преставай представлять оцет и желчь Владыки твоего; и – без сомнения, или воздержишься, или воздохнешь, или смиришь несколько мудрование» (В №31).
Наконец, нужно помнить, что поскольку потребность пищи есть самая необходимая потребность нашего бренного естества; то, как говорит св. Лествичник, – «ничто совершенно не истребляет чревоугодия в людях. Кто принял Утешителя, тот Им поборает оное; и умоленный таковым человеком Утешитель не попущает чреву действовать страстно» (В №35). Никто не освобождается от чревоугодия, – подтверждает Варсануфий Великий, – кроме пришедшего в меру того, который сказал: забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прилпе кость моя плоти моей (Пс.101:5–6). Такой скоро достигает уменьшения пищи и пития, ибо слезы служат ему хлебом, и наконец доходит до того, что питается Духом Святым. И тогда плоть сия последует помыслу по Богу, и является радость Духа в сердце, – питая ту душу и утучняя тело, и укрепляя их обеих, и такой человек уже не ослабевает и не унывает: ибо Иисус отселе бывает ходатаем о нем, и поставляет его близ предверия там, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание (Ис.51:11), и исполняется на нем слово Писания: идеже сокровище твое, ту и сердце твое (Мф.6:21)» (В отв. 96 и 97).
Продолжение следует
Использованы материалы сайта Азбука.ру
В чем состоит пост по учению святых отцов
Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии