Для чего нужна молитва? Почему не всегда человек получает то, о чем просит

795
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Для чего нужна молитва? Продолжая серию материалов о вере в Бога, «ТК» ищет ответ на поставленный вопрос в книге «Маргаритъ», написанной в Аоонском Русском Пантелеймоновом монастыре и выпущенной в 1893 году в типо-литографии И. Ефимова (Москва).

автополис
автополис

Напомним, книгу редакции газеты «Твой Континент» передал Николай Семенович Сальников, староста кировградского прихода церкви во Имя Владимирской Иконы Божией Матери. Именно по его просьбе «ТК» публикует отрывки из неё.

Для чего нужна молитва? Почему не всегда человек получает то, о чем просит

mebelux

Непрестанно молитесь, братья, и в домах, и в пути, всякою молитвою и молением, молящиеся на всякое время духом, и все, чего ни попросите у Господа с верою, получите: вся, елика аще попросите в молитве верующие, примите (Мф.21:22).

Хотя бы Господь и не скоро даровал просимое, терпите, ожидайте, и уповайте, несомненно. Сам Он уверяет нас: просите и дастся вам; ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк бо просящий приемлет, и ищущий обретает, и толкущему отверзается (Мф.7:8).

Немощь и греховность наша не должны ослаблять во время молитвы веру и надежду нашу, ибо должны мы уповать не на свои силы, а на милосердие Божье. Мы видим многочисленные примеры: как милостиво приняты были Господом молитвы великих грешников, в смирении вопивших к Нему.

Необходимые и главные условия при молитве: совершенная преданность воле Божьей, сознание своего крайнего недостоинства и греховности, и искреннейшее желание исправить жизнь свою, а наипаче всего беззлобие. Если же и бывает, что иной просит и не получает, то это не значит, что молитва его остается не услышанною, а что по смотрению Божьему просящий испытывается в терпении и потом, когда терпение выдерживается до конца, тем в большей мере удостаивается он просимого.

В молитве необходимо быть терпеливым: испрашивание у Господа тех или других благ – дело не одного дня; св. отцы всю жизнь свою проводили в молитвах и покаянии, и наконец, сподоблялись благодати Божьей. Иные молятся и, не получая просимого, охладевают в молитве: а, может быть, Господь близок был уже к тому, чтобы исполнить по их прошению, может быть, оставили они молитвенный труд, когда недалеко уже от них была милость Божья.

Случается и так, что мы просим и не получаем просимого потому, что оно послужило бы нам ко злу: просите, и не приемлете, зане злое просите, да в сластях ваших иждивете (Иак.4:3). Сколько бы ни были велики грехи твои, молись, не отчаивайся, помня, что сказал сам Господь: Аще будут грехи ваши яко багрянное, яко снег убелю: Аще же будут, яко червленное, яко волну убелю. И аще хощете и послушаете Мене: благая земли снесте: Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сие (Ис.1:18–20).

Но иногда и так бывает, что Господь смотрительно оставляет без исполнения молитвы своих рабов; так, например: просил великий Моисей Боговидец, чтобы даровано ему было войти в землю обетованную, но не был услышан; молился Давид, усиливая молитву постом в пепле и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его, но не благоволил Господь исполнить по прошению его. Смиримся под крепкую руку Божью, предав себя всецело Его святой воли, оставляющей иногда прошения наши не исполненными и уготовляющей через то лучшее в будущем.

Будем умолять Бога о том, что всего нужнее, т. е. о спасении души, пока имеем к этому время: придет нощь, егда никто же может делати (Ин.9:4). Так как душа наша бессмертна, то о ней должно заботиться несравненно более, чем о теле, которое есть не больше, как временная оболочка души. Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам (Мф.6:33).

Однажды спросили св. Макария Великого, как спастись? Он отвечал: братья, повергнемся перед Господом и будем плакать о грехах наших: малые сии слезы утушат геенну огненную, тогда как грешники, не кающиеся и неплачущие ныне, на том свете горько будут плакать и рыдать как младенцы, и слезы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады. Всякая добродетель, а тем более молитва, мать всех добродетелей, требует принуждения, усилия со стороны нашей, по реченному: Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают его (Мф.11:12).

И св. Апостол Павел сказал: всякою молитвою молящиеся на всяко время духом и сие истое терпяще (Еф.6:18). Св. Отцы, разъясняя Священное Писание, поучают, так св. Исаак Сирин: всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева; а св. Лествичник сказал: тем, которые не приобрели еще истинной и сердечной молитвы, помогает утомление в телесной молитве, при коей необходимо понуждение себя к сокрушению сердечному, происходящему от сознания бесчисленных согрешений своих, и всевозможное тщание о пролитии слез, ибо ими только очищаются скверны души и насаждаются добродетели.

Продолжение следует…

Так как книга «Маргаритъ», оказавшаяся в редакции «ТК» имеет весьма почтенный возраст и некоторые её страницы попросту не сохранились, в статье иногда используются материалы сайта Азбука.ру.

О вере в Бога: как нужно молиться (продолжение)

Как нужно молиться

Подпишитесь: ВК | ОК | Telegram