Как утвердить в себе памятование смерти? Об этом пойдет речь в сегодняшнем отрывке из книги «Маргаритъ или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству».
Как утвердить в себе памятование смерти, страшного суда и геенских мук, живя в мире среди житейской суеты?
Мирянам памятование смерти еще более необходимо, нежели отшельникам из мира, ибо мирские заботы и развлечения, общественные обязанности и семейные попечения, совершенно овладевают душою в мире, и не дозволяют ей устремить внимание свое в будущей вечной участи своей. А весьма редко встречаясь с мыслью о смерти, человек вовсе не заботится и о вечном спасении, полагаясь, совершенно без всякого права, на милосердие небесного Судьи. Но страшная мысль о смерти и геенне, сильна возбудить самого беспечного! Потому нужно употреблять всевозможные средства, к утверждению в себе сей спасительной мысли. Средства к этому и для мирян те же, какие указаны святыми отцами выше, преимущественно для отшельников. Здесь укажем только особенные случаи, при которых глубже может западать в душу мысль о смерти; и такими случаями нужно пользоваться.
1. Неопустительно посещать опасно больных, особенно из близких и знакомых. Еще древний мудрец заметил, что лучше ходить в дом плача, нежели в дом веселья (Еккл.7:3). Посещая больного, мы выполняем и заповедь братской любви что вменяет в услугу Самому Себе Господь Иисус: болен бых, и посетисте Мене (Мф.25:36); и сами многому поучаемся при одре болящего: терпению, упованию на Бога, смиренномудрию, убеждению в суете и красоты, и крепости, и богатства, и славы. Увы! для больного ничто не дорого, кроме здоровья.
2. Еще сильнее поражает всякого кончина умирающего: посмотрите, какой ужас объемлет душу грешника при виде страшной неизбежной смерти! Кто может помочь ему? и что даст человек взамен за душу свою (Мк.8:36)? «Убоимся, – убеждает св. Варсануфий Великий, – страшного дня и часа, в который не защитит ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава; но будет лишь человек и дело его» (См. Руковод. к духовной жизни, в отв. 799). То же, или еще что-либо ужаснейшее, будет и с нами при смерти, если не покаемся. И напротив, какая радость сияет на лице праведника при виде вечных наград! Не забудем этого зрелища, твердо напечатлеем в памяти поразительный образ смерти, в лице знакомых наших братий, и – он, как грозный судья, предохранит нас от многих преступлений.
3. Из всех занимательных новостей житейских, самые поучительные – рассказы о внезапной и неожиданной смерти, особенно знакомых нам лиц; в таких случаях и любопытство весьма полезно, знать страшные подробности внезапной смерти, уразуметь непредвидимые умершими случаи, открыть тайные причины несчастья, вообразить ужасную неизвестность вечной участи скоропостижно умершего… все это не может не впечатляться в памяти, не привести в содрогание самое беспечное сердце. Но при этом не забудем, что внезапная смерть постигает одних только не радеющих о своем спасении: это возвещено самим Господом (Лк.12:42). «Бог, – сказал св. Варсануфий Великий одному брату, боявшемуся неожиданной смерти, не возьмет души твоей, борющейся со страстями и похотями, дотоле, доколе не приведет тебя в меру высокую, – в мужа совершенна (См. Руковод. к духовной жизни, в отв. 26).
4. Воспоминание о внезапной смерти, должно приводить себе на мысль при всяких таких предприятиях, где удобно могут быть случаи – внезапно умереть, например, при отъезде в путь, при переезде через реку, и под. «Приступая к какому либо делу, – советует один великий подвижник, – говори себе со вниманием: «Что будет, если сейчас посетит меня смертью Господь мой»? И смотри, что ответить тебе помысел: если осудит, – тотчас брось дело то, и возьмись за другое; ибо делателю добродетели, должно быть на всякий час готовым отойти в путь свой. За рукоделием ли сидишь, или в дороге находишься, или бываешь у кого, или вкушаешь пищу, – всегда говори себе: «что будет, если теперь позовет меня Бог? «Смотри, что отвечает тебе совесть твоя, и делай так, как она говорит тебе» (См. Письма о христ. жизни, 1860 г. выпуск 2, стр. 372, №44). Такое представление внезапной смерти, не трусость внушает, а очищаешь цель предприятия, подавляет самонадеянность, возбуждает надежду на Промысел Божий, и вообще – весьма спасительно. Преп. Сарра говорила о себе: «Когда поднимаю ногу свою, чтобы взойти на лестницу, я представляю себе перед очами смерть, и потом всхожу на лестницу» (См. достопам. сказан., стр. 269, №6). Вот как поступали святые!
Продолжение следует…
Использованы материалы сайта Азбука.ру