О любви к ближним. До этого «ТК» публиковал отрывки из книги «Маргаритъ», которые можно объединить в 2 раздела — «О молитве» и «О любви к Богу». Настало время поговорить о любви к ближним…
Подобная первой заповеди о любви к Богу, есть любовь к ближним, возлюби искреннего твоего яко сам себя (Мф.22:39). На сих двух заповедях основан весь закон Божий и все пророчества. Любовь покрывает множество грехов, а без неё ни посты, ни молитвы и ни что не угодно Богу.
Сколь приятна Богу взаимная наша любовь, это видно из многих Евангельских изречений: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). Любяй брата своего во свете пребывает и соблазна в нем нет; а ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет, яко тьма ослепи очи ему (1Ин.2:10–11); а о человеконенавистниках св. Евангелист произнес сии страшные слова: всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1Ин.3:15).
При произошедшей ссоре с кем-либо всеми мерами должно стараться о скорейшем примирении, памятуя слово Апостольское: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26). Надежнейшее средство к достижению примирения: смирение и к Богу усердная молитва, коею отгоняется от враждующих дух злобы. Сила молитвы и смирения столь велика, что ей как бы невольно покоряется враждующий и примиряется с ближним, даже самые злобные враги сим побеждаются.
Если будем благодушно прощать обидящим нас, то и нам простит Господь согрешения наши, как ежедневно повторяем мы в молитве Господней: и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. Господь явил нам образ совершенного незлобия в молитве за распинателей своих, и мы, подражая сему, должны искренно молить Бога о ненавидящих и обидящих нас, хотя в начале таковая молитва бывает очень трудна, но впоследствии она делается утешительною, при всем том мы должны извинять им, стараться оправдать их, относя это более к свойственной человеку немощи, должны искать примирения с ними, через посредство своих услуг оказывая им добро, внимая Божественному Апостольскому учению: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). Не дивно, когда виновный ищет примирения, но то достохвально и Богу приятно, когда оскорбленный, первый тщится о сем, на таковом сбывается слово Евангельское: блажени миротворцы, яко mии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9).
Когда видим больного, то не упрекаем его, а сострадаем ему, желаем облегчения, даем добрые советы – так должны поступать в отношении и душевнобольных, одержимых раздражительностью, или какою иною немощью, не должно за оскорбление оскорблением платить им, а снисходить к ним, сожалеть о них как о немощных, тогда взаимно и нам в наших немощах будут тоже оказывать, и таким образом исполнится на нас слово Апостольское: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). Господь как Творец наш, зная немощи наши, даровал нам и врачевства надлежащие. Если бы мы послушны были воли Божьей, то жили бы не на земле, а в раю, блаженство наше состояло бы во взаимной любви.
Кто не желает ближнему спасения, и даже радуется погибели его, таковой хуже демона, коему как духу злобы, свойственно желание это, но человеку оно непростительно, такой уже не Христов ученик, а предатель Его, ибо Господь все делаемое человеком человеку, вменяет себе самому, а потому не желай ближнему, чего себе не желаешь, этим докажешь истинную к нему любовь. Если хочешь одержать победу над врагом своим, окажи ему любовь и возможную благотворительность, тем самым посрамишь духа злобы, и послужишь спасению брата, а наипаче своему. Как соль уничтожает гнилость в съестных продуктах, или огонь выжигает ржавчину из металлов, так любовь искореняет из сердца человеческого злобу.
Кто любит ближнего своего, тот, несомненно, и Бога любит, а кто мнит что он любит Бога, а ненавидит ближнего, ложь есть. Истинная любовь состоит в делах милосердия: видишь ты бедного, погибающего от нужды, помоги ему, чем можешь, Господь многого не требует, а чтобы было от искреннего сердца по силе твоей; видишь кого в скорби неутешной, или болезни или иной беде, утешь его, утешит и тебя Господь; ищи случая быть полезным кому, чем и как можешь, отирай слезы плачущих, и твои слезы ототрет Господь, упокой странного, и тебя упокоит Господь, молись Ему о страждущих, и твои страдания утолит Он Всеблагой – не осуждай согрешающих, и тебя не осудит Праведный Судья, насыть алчущего и жаждущего, сподобишься и ты небесной трапезы в царствии Божьем; посети больного, скорбного, и тебя утешит Господь Св. Духа пришествием.
Продолжение следует…